Программу ведет Михаил Саленков. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова, Вероника Боде.
Михаил Саленков: Сегодня в Верховном суде России рассматривается жалоба защиты бывшего акционера ЮКОСа Леонида Невзлина, а адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя группы "Менатеп" Платона Лебедева намерены подать ходатайство о прекращении второго уголовного дела в отношении их подзащитных.
Рядом со мной в студии моя коллега Марьяна Торочешникова. Марьяна, ждем от вас подробностей.
Марьяна Торочешникова: Буквально 20 минут назад Верховный суд России начал рассматривать кассационную жалобу адвоката Леонида Невзлина Дмитрия Харитонова на приговор, вынесенный 1 августа Московским городским судом, когда Леонида Невзлина (я напомню, что он крупный акционер ЮКОСа бывший) приговорили заочно к пожизненному лишению свободы. Одиннадцать преступных эпизодов вменяется Леониду Невзлину, среди них убийство и покушение на убийство. Генеральная прокуратура в июле 2004 года заочно предъявила Невзлину обвинение и, как я уже сказала, 1 августа 2008 года Мосгорсуд, рассмотрев дело заочно, таки вынес приговор о пожизненном лишении свободы.
Считается, что в период с 1998-го по 2002 год члены организованной группы по указанию Невзлина убили главу администрации Нефтеюганска Владимира Петухова и еще нескольких человек, а также покушались на директора фирмы "Феникс" Валентину Корнееву. Невзлин с 2003 года живет в Израиле, где получил гражданство, именно поэтому все судебные решения принимаются в его отсутствие. И вот сегодня адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов требует отменить приговор, как незаконный и необоснованный, а дело в отношении Леонида Невзлина прекратить и вот, по каким мотивам.
Дмитрий Харитонов: Он основан на предположениях, догадках и домыслах людей, которых государственное обвинение считает свидетелями. Он составлен таким образом, что в нем указаны документы, показания, доказательства, которые не исследовались в ходе судебного разбирательства. Поэтому такой приговор является незаконным, и мы просим, чтобы он был отменен.
Обвинительный приговор постановляется, когда доказана вина, а доказательства должны быть допустимыми и относимыми. Приговор не может быть основан на предположениях. Так вот все, что указано в приговоре, это есть предположения различных лиц или их догадки, или их мнения. Но, когда прокурор задает вопрос, как вы считаете, кому было выгодно убийство того или иного лица, и свидетель говорит, по-моему, это было выгодно ЮКОСу, а после этого это все распространяется на Невзлина - это и есть те предположения, на которых основан приговор.
Вероника Боде: Какие-то доказательства были предъявлены?
Дмитрий Харитонов: Конечно, они были предъявлены, но мы их доказательствами не считаем, потому что это показания либо со слов лиц, которые умерли, либо которые невозможно проверить, либо это предположения. Поэтому это не доказательства, это предположения, а закон запрещает основывать обвинительный приговор на предположениях. Мой клиент никогда не скрывал, что он не ждет справедливого суда в России, и всегда заявлял о том, что этот суд примет заранее понятное для него решение, что, в общем, и произошло.
Марьяна Торочешникова: Сказал адвокат Дмитрий Харитонов, который сегодня в Верховном суде России пытается обжаловать приговор Московского городского суда, который назначил Леониду Невзлину заочно наказание в виде пожизненного лишения свободы. Ранее суды неоднократно отказывали России в экстрадиции бизнесмена и сейчас, если приговор устоит, то это может стать основанием для повторного запроса об экстрадиции Леонида Невзлина. Кроме того, Россия может просить, чтобы приговор приводился в исполнение в Израиле, поскольку между странами существует соответствующее соглашение.
И еще одни фигуранты огромного дела ЮКОСа - Платон Лебедев и Михаил Ходорковский, которые сейчас находятся в Читинском СИЗО, с помощью своих адвокатов пытаются добиться прекращения в отношении них уголовного дела. Я напомню, что Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву в начале 2007 года предъявили обвинение в хищении и легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов США. По версии обвинения выходит, что Ходорковский и Лебедев фактически похитили всю нефть, которую шесть лет добывал ЮКОС и его "дочерние" предприятия, это более 350 миллионов тонн нефти. Это обвинение называют абсурдным и все адвокаты, и сами обвиняемые. Давайте послушаем, что по этому поводу говорит адвокат Платона Лебедева Елена Липцер.
Елена Липцер: И Ходорковский, и Лебедев с самого момента предъявления им новых обвинений не признают свою вину, считают, что это дело политически мотивировано, что абсолютно нет никаких доказательств их вины. Даже простому человеку понятно, что это нелепое совершенно обвинение. Им вменяется в вину хищение, притом, что у тех нефтедобывающих предприятий, которые признаны потерпевшими по делу, в итоге была прибыль. То есть здесь само по себе понятие хищение просто не подходит в такой ситуации, поскольку были заключены договора, которые исполнялись, по которым предприятия получали прибыль, и главное, что эти договоры никто не оспаривал ни в арбитражном порядке, ни в гражданском порядке. Они длительное время действовали, существовали, никаких претензий не было и вдруг, спустя достаточно продолжительное время, следствие придумало, что на самом деле это было хищение. То есть здесь, в общем-то, нет даже объективной стороны преступления.
Марьяна Торочешникова: Сейчас новое уголовное дело в отношении Платона Лебедева и Михаила Ходорковского насчитывает более 172 томов. Можно предположить, что обвинительное заключение будет состоять тоже из нескольких томов. В ближайшее время будет решаться вопрос о передаче этого дела в суд для рассмотрения его в суде по существу. Здесь нужно отметить, что в прошлый раз, когда адвокаты ходатайствовали о прекращении этого уголовного дела, то следователь, именно он на этой стадии сейчас принимает соответствующее решение, пришел к выводу, что в ходатайстве адвокатов надо отказать, поэтому сейчас тоже ситуация вполне предсказуемая.
Михаил Саленков: Спасибо, Марьяна.