Ссылки для упрощенного доступа

В резолюцию ПАСЕ включено повторное требование к России денонсировать признание независимости Южной Осетии и Абхазии


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Страсбурге Данила Гальперович.



Марк Крутов: Парламентская Ассамблея Совета Европы на своей зимней сессия в среду вечером обсуждала вопрос о последствиях российско-грузинской войны. Депутаты ПАСЕ долго дискутировали о том, какая из сторон конфликта сделала больше для минимизации его последствий.



Данила Гальперович: Проект резолюции ПАСЕ, подводящий итоги выполнения Россией и Грузией требований Ассамблеи по устранению последствий их военного конфликта, принятый в октябре прошлого года, во время его обсуждения менялся прямо на глазах. Изначально российская делегация относилась к дебатам достаточно спокойно, что вполне выразилось в тоне ее руководителя, председателя Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева.



Константин Косачев: Тогда Ассамблея ошиблась, выставляя диагноз той трагедии, которая произошла, определив ее как война между Грузией и Россией. И, поставив неправильный диагноз, Ассамблея попыталась выписать неверные лекарства и предложить нам лечить эту болезнь этими неверными лекарствами. На самом деле в Южной Осетии не было никакой войны между Грузией и Россией. Там была военная операция, санкционированная грузинским руководством, против населения, которое проживало на тот момент на территории Южной Осетии, возможно, с целью уничтожения этого населения. И до тех пор, пока мы это обстоятельство здесь четко не зафиксируем, мы будем продолжать делать одну ошибку за другой.



Данила Гальперович: Но докладчики один за другим говорили о том, что Россия демонстративно не собирается выполнять требования Ассамблеи. Одним из наиболее страстных было выступление представители Комитета ПАСЕ по правам человека и юридическим вопросам Кристаса Пургуридиса.



Кристас Пургуридис: Грузинская сторона выполнила большинство требований Ассамблеи, а российская сторона – почти ни одного. Россия, в частности, не вывела свои войска на позиции до начала войны, сохраняя под своей оккупацией регионы, прежде находившиеся под административным управлением Грузии и населенные этническими грузинами. Нашему комитету были представлены свидетельства из первых рук, собранные правозащитниками из «Хьюман Райтс Уотч» и «Международной амнистии», об ужасающих обстоятельствах, при которых эти деревни опустели, а дома в них были сожжены дотла, чтобы жители этих домов никогда не смогли бы вернуться.



Данила Гальперович: Западных парламентариев поддержали и соседи России, с которыми у Москвы отношения за последнее время испортились дальше некуда. Говорит член украинской делегации, депутат Верховной Рады Украины Алена Бондаренко.



Алена Бондаренко: Мы призываем Россию и де-факто власть в обоих регионах, кстати, прекрасно понимая, что де-факто власть – это и есть российская власть, прекратить провокации с югоосетинской и абхазской сторон. А тем временем остается оккупированным грузинский город Ахалгори, который к тому же издевательски переименован в Ленингори, это город в 40 километрах от столицы Грузии, Тбилиси. Мы требуем вернуть беженцев домой. А тем временем дома грузин ровняют с землей, дабы вернуться им было некуда. Итак, глядя правде в лицо, можно сказать, что 90 процентов требований резолюции 1633 российской стороной не выполняются. Мы должны жестко и последовательно добиваться выполнения требований резолюций, постоянно проводить тщательный мониторинг выполнения, разработав соответствующий график, и по результатам принципиально поставить вопрос о полномочиях делегации той стороны, которая их не выполняет.



Данила Гальперович: В итоге в резолюции появилось ранее отсутствовавшее там повторное требование к России денонсировать свое признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Термин «оккупация» постоянно присутствует в тексте. А от самого неприятного для российской делегации – возможности прекращения ее полномочий на сессии ПАСЕ в апреле – депутатов от России спас буквально один голос. Таким образом, Ассамблея не стала грозить России крайней мерой, но вполне показала, что до этого совсем не далеко. Продолжение темы российско-грузинской войны на апрельской сессии ПАСЕ просто неизбежно.


XS
SM
MD
LG