Ссылки для упрощенного доступа

Почем золотишко? Олимпийская бухгалтерия Пекина


Монетизация медалей - дело непростое
Монетизация медалей - дело непростое

Олимпийским послесловием стал прием героев пекинских Игр высшим руководством страны. Выступление россиян было признано успешным. Возможно, такая оценка разойдется с оценками некоторых любителей спорта, но сейчас не об этом. Было принято решение подарить каждому призеру Олимпийских игр по «хорошему», как выразился президент страны, автомобилю - подход не новый, ведь и после прошлой Олимпиады призеры тоже получили по автомобилю.


Размер призовых и стоимость подарков укладываются в схему подсчета стоимости олимпийских наград - правда, задним числом, ведь основные затраты имеют место на пути к этим медалям. Есть ли возможность оценить, сколько вообще стоит медаль с точки зрения средств, вложенных той или иной страной в развитие олимпийских видов спорта?


Здесь возможны два подхода. Один - более сложный и, на мой взгляд, более правильный. Пусть он и не отражает всю палитру усилий государства, зато показывает, как национальная и за счет чего сборная страны подходит к Олимпийским играм. При данном подходе стоимость олимпийского золота исчисляется так. Допустим, в Китае за три года непосредственной подготовки (2005-2008) было потрачено 500 миллионов долларов на всё, включая стимулирование, зарплаты олимпийцам, поддержание их спортивной формы, всевозможные технологии, в том числе и медицинские (в частности, антидопинговые лаборатории). Была завоевана 51 золотая медаль, то есть каждая обошлась примерно в 10 миллионов долларов.


Есть австралийский пример. После неудачной Олимпиады в Монреале-76 было принято решение о массированном финансировании со стороны государства, и результаты стали видны через два десятка лет в Атланте. Одна медаль тогда обошлась (по той же методике подсчета), в 35-37 миллионов долларов. На подготовку к Афинам было потрачено примерно 200 миллионов долларов, было завоевано 17 золотых медалей. Соответственно, стоимость каждой из них для австралийской дружины составила 11 миллионов долларов. Пекинские награды оказались чуть дороже: потрачено было примерно столько же, сколько и перед Афинами, но золота оказалось меньше.


В целом же 10-12 миллионов долларов - это показатель стран, которые достигли больших успехов, вкладывались длительное время в олимпийский спорт. Ведь и Китай не в 2005 году начал работать со своими олимпийцами, развитие спорта шло бурными темпами даже задолго до 2001 года, когда было принято историческое решение о том, что Пекин будет столицей Олимпиады 2008 года. Китайцы работали в течение как минимум двух десятилетий, готовясь к этому триумфу.


Что же касается британцев, то у них, можно сказать, особый случай: длительное время, примерно два олимпийских цикла, у них почти не растет абсолютная сумма, затрачиваемая на подготовку команды к Олимпиаде. Но при этом они отталкиваются от того, какие виды спорта приносят наибольшее количество медалей, и урезают финансирование другим. Например, финансирование легкой атлетики, гимнастики, которая вообще не дала им медалей в Афинах, они почти прекратили, снизили до одного миллиона фунтов, а большую часть сэкономленных денег направляют тем федерациям, которые дают отдачу. И в Пекине британцы перепрыгнули самих себя, более чем удвоив количество золотых медалей по сравнению с Афинами: было 9, стало 19.


Важно при этом отметить, что массовый спорт в Британии никак не страдает. То, что является основой массового спорта - то, что происходит в школах, в университетах, на детских площадках, - финансируется по совершенно иным каналам, не связанным со спортом высших достижений.


Однако любая методика подсчета имеет существенные недостатки. Самые большие минусы – у той, которая пользуется большой популярностью в российских СМИ. Она чрезвычайно проста. Годовой бюджет федерации делится на количество завоеванных ее спортсменами золотых медалей. Например, годовой бюджет Федерации легкой атлетики составляет 6 миллионов долларов, легкоатлеты завоевали в Пекине шесть золотых наград, то есть выходит по миллиону за награду. Судите сами: австралийское золото обходится в 11 миллионов, китайское – в 10 миллионов, российское – в один. Выходит, что эффективность работы российских спортивных чиновников, тренеров и спортсменов в 10 раз выше? Не знаю, как вам, а мне в это верится с трудом. Проблема очевидна: существуют серьезные изъяны в методике подсчета.


А, может, надо просто делать прямо противоположный вывод из этих цифр? Например, такой: чем дороже обходится той или иной стране золотая олимпийская медаль, тем лучшей в этой стране обстоит дело со спортом. Ведь, в конечном счете, это означает, что там затрачивают на развитие спорта огромные деньги, не задумываясь о том, насколько пропорциональной окажется отдача в виде олимпийского золота.


XS
SM
MD
LG