Ссылки для упрощенного доступа

"Я хочу есть". Что происходит в интернате для детей манси


Открытка ребенка-манси: "Опять рыба?"
Открытка ребенка-манси: "Опять рыба?"

В школьном интернате на севере Свердловской области дети-манси не могут получить в столовой еду, которая им подходит, сообщила в соцсети педагог Анна Воронкова. После этого ее доставили в полицию для дачи объяснений, а Роспотребнадзор срочно провел проверку, которая не выявила нарушений. Эксперты говорят о том, что представители малых народов в силу генетических особенностей часто не могут усваивать обычную столовскую пищу, хотя она и соответствует всем СанПиНам.

Интернат в Полуночном
Интернат в Полуночном

В окрестностях Ивделя, на севере Свердловской области, живет несколько семей манси – всего около сорока взрослых и полтора десятка детей, восемь из которых месяцами находятся в школе-интернате №3. Расстояние от их жилья до Полуночного, где расположена ближайшая начальная и средняя школа, – 160 и более километров. Домой эти дети попадают только в каникулы, с родителями общаются в основном через мессенджеры, однако связь с ними бывает не всегда. С началом пандемии положение воспитанников интерната еще больше усложнилось, потому что родителей перестали пускать на территорию школы.

В сентябре 2021 года родители воспитанников интерната для детей-манси в поселке Полуночное направили губернатору рукописное заявление с претензиями к качеству школьного питания (копия есть в распоряжении редакции).

Заявление родителей детей-манси
Заявление родителей детей-манси

"Мы, родители 8 детей-манси, проживающих постоянно в школе номер 3 п. Полуночное и питающихся в столовой, которая готовит только для них, обеспокоены питанием и условиями быта. Требуем организовать проверку питания и быта и сделать меню под национальные особенности и потребности детей", – пишут авторы письма. Манси напоминают, что они – коренной малочисленный народ в Свердловской области, который ведет традиционный образ жизни. "Наши дети уже не первый год жалуются, администрация бездействует, просим принять меры", – говорится в письме.

В качестве возможного решения проблемы родители предлагали взять на работу в интернат одну из мам, умеющих готовить национальные блюда манси. СанПиН позволяет корректировать питание в связи с национальными традициями, но привычных блюд дети в интернате не видят даже по праздникам.

Их кормят пищей, к которой они не привыкли, и вся еда идет в помойку и собакам

В поселке на тот момент находилась педагог из Москвы, специалист по финно-угорским языкам Анна Воронкова, которая этой осенью по направлению от Академии наук приехала на Северный Урал помогать школьникам в изучении языков. 21 сентября она опубликовала на своей страничке во "ВКонтакте" пост, в котором раскритиковала пищу в школе-интернате для манси:

"Неделю я смотрю, как голодают дети-манси в школе-интернате #3, п. Полуночное. Их кормят пищей, к которой они не привыкли, и вся еда идет в помойку и собакам: коричневая рыбная котлета непонятного вкуса и запаха, жесткая печень, черный хлеб, гречка – все это непривычная для них еда. Я обратилась по просьбе родителей к директору: можно нам чуть больше белого хлеба вместо черного? – Директор: – Написано 30 гр черного и 30 гр белого – будет 30гр".

Воронкова рассказала, что, когда была проверка, "детей прессанули так, что они съели все и сказали, что вкусно". "Маленьких партизан", которые настаивали на своем, было 7–8 человек, и взрослые обвинили их во лжи. Комиссия, по словам Воронковой, отчиталась перед губернатором, что все хорошо. "Помогите нам!!! Чиновники говорят, что дети врут!! Нам нужна огласка!" – написала Анна.

После ряда публикаций в СМИ уже 22 сентября разбираться с ситуацией на месте в поселок Полуночное приехал управляющий администрацией Северного управленческого округа Евгений Преин. А 23 сентября Воронкову забрали в полицию для дачи объяснений.

"Меня везут в полицию Полуночного. Фомина из отдела образования Ивделя написала на меня какое-то заявление. Меня обвиняют, что я якобы настраивала детей манси против питания в столовой и воспитателей. Написала, что нет. Странно все", – написала педагог на своей странице в соцсети.

"Мы думали только о еде"

Корреспондент Радио Свобода поговорила с родителями детей, живущих в интернате в Полуночном. Привыкшие к лесному уединению и тишине родители детей-манси не любят суеты и лишнего внимания, и с трудом согласились общаться, при этом попросили не публиковать их имена.

– Дети привыкли дома кушать мясо, котлеты, этого им не хватает в школе. На летние каникулы дети приехали домой, я их спрашиваю: хорошо кормят? Они говорят: нет. Хлеб всегда старый, фрукты дают редко, – рассказала одна из мам.

– Я ребенка отправила в школу в начале сентября в том году, вес 57 кг, приезжает домой в мае – также 57, за 9 месяцев в интернате ни одного килограмма не набрал, дома за три месяца набирает 7–8 килограммов, – сообщила другая.

"Наши дети стеснительные, не могут толком сказать. Для них даже попросить побольше хлеба – это унизительно", – объясняют родители-манси.

Там так варят, что даже нет никакого кусочка мяса. Одна вода. Жижа это называется по-русски

– В палатах-то всё чисто, всё нормально, а вот еда не нравится, – рассказывает еще одна мама-манси. – Плохо кормят, дети жалуются. И всегда плохо кормили. Гречку, подливку они не едят, перловку не едят. Они привыкли к домашнему, а там даже мяса нет. Молочный суп с вермишелью дают, много сахара кидают. Дети не привыкли, животы у троих болят уже. У одной девочки гастрит. Они хотят мяса, курицу хотят. А там так варят, что даже нет никакого кусочка мяса. Одна вода. Жижа это называется по-русски. Постоянно у одного мальчика понос. А родители в лесу живут далеко, 120–150 километров. Мы пожаловались в администрацию города Ивделя и губернатору. У нас комиссия была. Разбирались, обещали...

В прошлом году в интернате прошла диспансеризация детей, и у одной девочки-манси был выявлен гастрит. Более полное обследование профильного специалиста назначено на октябрь 2021 года. Доставить дочку на обследование – забота родителей. Ближайший доступный гастроэнтеролог находится в городе Краснотурьинске – за 161 километр от Полуночного.

Мама девочки работает поваром в геологической экспедиции за 220 километров от Полуночного. Сперва ей нужно будет найти попутный вездеход, чтобы выбраться оттуда в интернат за дочкой, потом на рейсовом автобусе доехать до Ивделя, и уже там можно попросить городскую администрацию за счет программ социальной помощи выделить автомобиль, который довезет их до больницы в Краснотурьинске. В ожидании машины в Ивделе, возможно, им придется заночевать, место в гостинице стоит 1200 рублей в сутки. Такие расходы не каждой семье манси по карману.

Рисунки детей-манси
Рисунки детей-манси

Во время пребывания в Полуночном Анна Воронкова и сама питалась в школьной столовой. Педагог опубликовала в ВК детские открытки, в которых дети недвусмысленно выражали свое отношение к меню в интернате. На одной из них написано по-мансийски "ам тэнкв танхеюм" ("хочу есть"), на второй – "Ос хул?" ("Опять рыба?") Горбушу, которую дают в интернате, рассказывает Воронкова, дети особенно сильно не любят за жесткость, а вот хариуса или тайменя ели бы с радостью.

– Я знаю, что у манси не принято жаловаться, это считается очень стыдно, – говорит Анна Воронкова, – но эти открытки появились абсолютно стихийно, потому что во время уроков после голодного завтрака ничего другого на ум не шло. Я тоже не могла там есть, у нас была общая проблема. О какой учебе могла идти речь, когда все мысли только о еде?

28 сентября на сайте Роспотребнадзора появилось сообщение, что нарушений в организации школьного питания не выявлено.

"Это дезинформация и подмена"

Глава Северного управленческого округа Евгений Преин в комментарии корреспонденту Радио Свобода заявил, что не видит проблемы.

Никто никогда не допустит, чтобы голодали дети, которые проживают в РФ

– На сегодняшний день все бюджетные учреждения руководствуются требованиями и нормативами, принятыми в Российской Федерации, все остальное – это выдумки, как минимум, и подмена – я по-другому это не могу комментировать, – сказал Преин. – Со стороны федеральной структуры Роспотребнадзора была проведена тщательная проверка, она сегодня серьезных нарушений не выявила. Были взяты пробы, проверяется калорийность и качество еды. Все остальные вещи на сегодняшний день не подтверждаются. Это использование в личных целях дезинформации, которая попадает в СМИ. Никто никогда не допустит, чтобы голодали дети, которые проживают в РФ. По поводу родителей: там у нас находятся восемь детишек, из четырех семей. Я встречался только с одним родителем, чтобы вы понимали: претензии высказал только один человек, и то – в сопровождении педагога из Москвы. А вы все "родители, родители"!..

Действительно, лично присутствовать на встрече с Преиным смогла только одна мама из четырех, остальные на тот момент приехать в Полуночное не имели возможности. В это время года манси охотятся и "шишкарят" – запасают кедровые шишки.

Класс в школе-интернате в Полуночном
Класс в школе-интернате в Полуночном

Всего в селе Полуночном примерно триста школьников, но ситуация для них не такая критичная, как для детей манси, поскольку в школьной столовой они едят всего один раз в день, а в остальное время питаются дома. Директор интерната №3 Ольга Галашева утверждает, что и у манси все хорошо:

Им хватает еды, пять раз кормят! Неправда, что они выбрасывают еду в отходы

– Дети-манси у меня обучаются с 2016 года. До сентября 2021 года никогда никаких нареканий не было ни по бытовым условиям, ни по питанию, ни со стороны родителей, ни со стороны детей, ни со стороны проверяющих органов. Это заявление, которое поступило губернатору и гуляет в СМИ, написано одним человеком. Дети тоже говорят, что замечаний нет, питание пятиразовое. Претензия заключается в том, чтобы на кухне готовила мансийская мама и чтобы в столовой давали национальные блюда. Там требования, чтобы им давали не говядину и курицу, а лосятину и оленину. По СанПиНу мы можем это сделать, но при условии, что мясо будет иметь ветеринарный сертификат, но подобных ферм у нас здесь нет. Это проблема не решаема в нашей области. В Ханты-Мансийске есть, но нам же не будут оттуда каждую неделю возить! Исследовать мясо, которое добывают родители-охотники, тоже некому. Да они в таком количестве его даже и не добывают. По требованиям Роспотребнадзора детям должен быть предложен и пшеничный, и ржаной хлеб. Им хватает еды, пять раз кормят! Неправда, что они выбрасывают еду в отходы. Воспитатели всегда контролируют, чтобы они кушали, – утверждает директор.

Еда в интернате в Полуночном
Еда в интернате в Полуночном

В базе данных СПАРК содержится информация о результатах нескольких проверок Роспотребнадзора, инициированных по жалобам родителей еще в 2018 году – тогда школу проверяли целых пять раз. Первая же проверка выявила 36 нарушений, часть из которых относилась к работе пищеблока и питанию школьников. В мае 2021 года в школе опять проводилась плановая проверка, и снова были выявлены нарушения, срок устранения которых как раз истекает на днях. После скандала в СМИ, 23 сентября, на сайте РПН появилась информация, что ведомство проводит новое административное расследование по жалобе родителей, а уже в записи от 28 сентября говорится, что "при обследовании пищеблока школы-интерната нарушений правил приготовления пищи, хранения продуктов, уборки и прочих режимов не выявлено".

Бывший повар интерната Маргарита Костоусова, коренная жительница Полуночного, которая отработала в школе около полугода с декабря 2020 по июнь 2021 года, рассказывает, что вне проверок Роспотребнадзора столовские котлеты наполовину состояли из хлеба, а еда на кухне регулярно подгорала.

Хлеб для детей резали в первую очередь старый, свежий всегда оставляли "на потом"

– Я там боялась каждый день, чтобы меня не уволили или уголовную статью мне не приписали, потому что я со многим не соглашалась, что там творится, – говорит она. – Хлеб для детей резали в первую очередь старый, свежий всегда оставляли "на потом". А дети плохо едят старый хлеб! Если первая смена хлеб не съела, перекладывали его из одной тарелки в другую – для следующего класса, и так мусолили его руками по восемь раз для восьми классов, хотя по нормативам этот хлеб уже после первого приема пищи считается съеденным. И только когда мы ждём санэпидемстанцию, уже за два дня до проверки появляются черные пакеты для хлебных отходов, и мы начинаем всё делать правильно.

По словам Костоусовой, пищевые отходы в поселке пользуются высоким спросом, потому что многие жители держат домашнюю скотину.

– Это, фактически, был такой бартер: кто заведующей столовой навоза привезет на участок в обмен на отходы, кто – хозяйственные тряпки в столовую. Такой своеобразный бизнес, – говорит она. – Я тоже когда-то пыталась договориться об отходах для своей скотины, но мне поставили условие: купить 10 упаковок мешков для мусора, это целых 680 рублей.

Надо им меню поменять, питание очень однотипное

Манси в столовой плохо ели, "большую часть еды они просто вываливали в отходы", подтверждает бывший повар рассказы родителей:

– Надо им меню поменять, питание очень однотипное. Я заметила, что все дети хорошо ели варёную грудку, отходов практически не было. Но ее давали не чаще одного раза в неделю.

"Приучить к другой еде не всегда возможно"

Исследователь популяционной генетики Мария Лоунонен рассказывает, что представители малых народов не капризничают, когда отказываются от привычной большинству россиян пищи – их организм ее действительно не усваивает.

– Как исследователь популяционной генетики, я считаю, что специально приучить к еде не всегда возможно. Приучить к еде можно только в том случае, если организм к ней сам предрасположен, а это зависит от того, какую еду ели ваши предки, – говорит Лоунонен. – Я этих детей очень хорошо понимаю, потому что я в детстве была точно такой же. Если мне делали что-то плохое, я молчала. Я даже сама не знаю точно, почему я так поступала. Была такая черта характера, что всё надо переносить стойко, что надо выдерживать трудности и не жаловаться. Это целая философия. Теперь я думаю, что это неправильно. Если все время молчать, ничто и никогда не изменится. Я предполагаю, что дети молчат потому, что они чувствуют, что среди окружающих взрослых нет никого на их стороне, они опасаются, что, если расскажут – самим будет только хуже.

Племена, которые долго занимались земледелием и скотоводством, приспособились в любом возрасте переваривать молочную пищу. Но часть народов так и не приспособилась

Мария Лоунонен наполовину ханты по матери, это ближайший к манси родственный народ. Родилась она в Латвии, в детстве какое-то время провела в ХМАО, сейчас проживает в городе Эспоо в Финляндии. По ее мнению, даже если меню формально соответствует всем ГОСТам и СанПинам, это еще не значит, что оно подходит для питания манси.

– Это связано с историей всего человечества, – объясняет исследовательница. – Изначально все люди были охотниками и рыболовами, где-то десять тысяч лет назад часть перешла на земледелие и скотоводство. И люди придумали кормить детей животным молоком. Организм грудного ребенка был способен усваивать лактозу, но после достижения двухлетнего возраста ген, ответственный за ее усвоение, выключался. После перехода от охоты к земледелию среди европейского и средиземноморского населения земли распространилась специфическая мутация, ген усвоения лактозы перестал выключаться даже у взрослых людей. Таким образом, племена, которые долго занимались земледелием и скотоводством, приспособились в любом возрасте переваривать молочную пищу. Но часть народов так и не приспособилась.

Молочная каша в интернате
Молочная каша в интернате

Мария предполагает, что с большой вероятностью мансийские дети не могут хорошо переваривать лактозу и сами не знают об этом, потому что их предки не употребляли в пищу животное молоко. Согласно меню интерната, детям-манси регулярно дают молочные каши и молочную лапшу, но исследование на переносимость лактозы никто никогда не делал.

– Я расскажу о себе немножечко, потому что я сама наполовину ханты, – рассказывает Мария Лоунонен. – Так получилось, что я выросла в Латвии. Там традиционно едят очень много молока. Сметану везде суют, много сыра. Каши, крупы, а также национальный кисло-сладкий темный хлеб. Нам в школе в Латвии давали вполне хорошую еду, но, поев с утра молочную кашу, я на уроках часто страдала от того, что у меня раздувало живот. Мне было неприятно, хотя я и не понимала, в чём дело. Намного позже я сделала для себя генетический тест и узнала про свою лактазную недостаточность. Только тогда я поняла, почему у меня так часто бывают неполадки в желудке. Также я не могу есть много чёрного хлеба, хотя в Латвии он действительно очень хороший, а я сама по отцу – наполовину латышка! Будь я чистокровная ханты, возможно, мне было бы еще труднее приспособиться к этой еде.

По словам Лоунонен, проблема с мясом для детей-манси – не такая уж нерешаемая: необязательно закупать для них дичь, можно кормить и мясом домашних животных, просто оно не должно быть жирным. Что касается хлеба, то его предпочтительнее делать не из рафинированной, а из цельнозерновой пшеничной муки. Белый хлеб считается у манси их национальным блюдом. Хотя они никогда пшеницу не выращивали, они ее выменивали у соседних племен – русских и коми, и выпекали в специальных печах. Как и лепешки из черемуховой муки.

Валерий Зенков, председатель общественной организации "Социальная помощь и поддержка ивдельским манси", тоже не видит серьезных препятствий для полноценного решения проблемы – "нужно только захотеть и приложить немного усилий". Его организация развозит по удаленным поселкам манси дрова, устанавливает спутниковые антенны связи, помогает манси с оформлением документов для трудоустройства.

Манси простодушные, не умеют с администрацией разговаривать, не все умеют заявлять свои права

– Я думаю, что там всё на месте надо было решать, не доводя до губернатора. Это какая-то ерунда, когда говорят, что негде закупить для детей мяса, – говорит Зенков. – Частники ведь режут свою скотину, и как-то справки берут в Роспотребнадзоре, наверное, и с дичью можно было бы этот вопрос решить. И до ХМАО, где есть нужные фермы, не так уж и далеко. Моя организация, например, уже сейчас вполне может покупать для детей хлеб дополнительно. Я даже дотрагиваться до него не буду, приду в магазин, оплачу, пусть интернат сам забирает. Только, как я наблюдаю, за последние несколько лет отношение к манси у нас лучше не становится. Если бы я был директор интерната, и у меня заболел ребёнок, я бы придумал, как его доставить к врачу. Это всё зависит от руководства интерната. Я подозреваю, что манси трудно найти с чиновниками общий язык. Манси простодушные, не умеют с администрацией разговаривать, не все умеют заявлять свои права, даже когда для них действительно что-то выделяется, и этим частенько пользуются недобросовестные люди. Я боюсь, что эту проблему никогда не победить.

Между тем в некоторых регионах России решение уже найдено. 29 сентября появилось сообщение, что на Ямале прямо сейчас разрабатывается региональный стандарт качества питания для школьников, включающий в себя оленину и учитывающий потребности коренных северных народов.

Что за поселок Полуночное

Название "Полуночное" в русских говорах означает "северное", и это последний крупный населенный пункт в Ивдельском городском округе на севере Свердловской области, в 540 километрах от Екатеринбурга, по пути к печально известному перевалу Дятлова.

Генеральный план поселка и проекты большинства общественных зданий в стиле так называемого "северного барокко" разработаны талантливым архитектором Николаем Всеволжским, советским политзаключенным, отбывавшим в годы войны наказание в Ивдельлаге. Правда, сейчас большинство памятников советского деревянного зодчества уже разрушено или перестроено.

Ивдельский округ Свердловской области
Ивдельский округ Свердловской области

Север Свердловской области изобилует колониями, вот и поселок Полуночное в 1942 году строился силами немцев-трудармейцев. Месторождение марганца в этих краях обнаружили еще в двадцатые годы прошлого века, но разрабатывать начали только после начала Великой Отечественной войны, когда фашистская армия отрезала Урал от месторождений на Украине. Марганец был необходим советской военной промышленности для производства танковой брони. Так и появился здесь сперва рудник, а затем и поселок на семь с половиной тысяч человек.

С 1963 года марганцевый рудник уже не действует, с тех пор население поселка неуклонно сокращалось. Сейчас здесь живут около двух с половиной тысяч человек, включая ивдельских манси.

Манси в Ивдельском округе живут в основном в тайге, в собственных национальных поселках небольшими группами, и ведут традиционный образ жизни. Некоторые работают в геологических экспедициях. Издавна манси занимались охотой, рыбной ловлей, собирательством, передвигались в основном на оленьих упряжках. Сейчас оленей у них нет – профессия пастуха в этих краях утрачена. Теперь они передвигаются по тайге и тундре на вездеходах и автомобилях, что требует больших запасов бензина. Бензин можно купить только в городе.

XS
SM
MD
LG