Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о правосудии и наследии Лужкова


В "Гранях времени": политики Дмитрий Катаев и Иван Новицкий.

В четверг, 17 февраля, в нескольких московских компаниях, включая "Интеко" и Банк Москвы, прошли обыски, связанные с уголовным делом о крупном хищении, в котором фигурирует глава "Интеко" и супруга бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова - Елена Батурина.

Владимир Кара-Мурза: На даче президента Банка Москвы Андрея Бородина прошел обыск в рамках дела о хищении из банка 13 млрд руб. под видом кредита на выкуп земли у владелицы корпорации "Интеко" Елены Батуриной. Напомним, 17 февраля, в рамках дела о хищении средств у Банка Москвы, возбужденного в декабре 2010 года в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников кредитной организации, прошли обыски в офисах "Интеко", Банка Москвы, Русского земельного банка, ЗАО "Кузнецкий мост". По данным Следственного комитета при МВД РФ, в 2009 году ЗАО "Премьер Эстейт" с помощью неизвестных сотрудников Банка Москвы мошенническим путем получило в банке кредит на сумму почти 13 миллиардов рублей якобы для пополнения оборотных средств компании. Однако впоследствии все эти деньги были перечислены на личный счет Батуриной, говорится в сообщении, опубликованном на сайте Следственного комитета. Тем временем Следственный комитет при МВД РФ получил из Генеральной прокуратуры материалы в отношении бывшего главы Московского метрополитена Дмитрия Гаева и примет по ним процессуальное решение в течение трех дней после их регистрации. О том, устоит ли под ударами правосудия политическое и материальное наследие Юрия Лужкова, в нашей программе сегодня спорят политики Дмитрий Катаев, бывший депутат Мосгордумы, сопредседатель движения "Жилищная солидарность", член московского политсовета движения "Солидарность" и Иван Новицкий, зам председателя комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству, депутат Мосгордумы от фракции "Единая Россия". Насколько неожиданными стали для вас эти события, связанные с ближайшим окружением Юрия Лужкова?

Дмитрий Катаев: Они не стали неожиданными. Оппозиция требовала
Так что ничего неожиданного в этом нет. Неожиданно как всегда, что, как говорится, зашевелился грузный лед, как сказал когда-то Эренбург
отставки Лужкова и расследования, я подчеркиваю, его деятельности, не помню, сколько лет, не меньше пяти лет. Я в еще статьях 2001-2002 года говорил об олигархе, кстати, в этой же самой студии говорил о том, что Москвой правит супруг олигарха. Так что ничего неожиданного в этом нет. Неожиданно как всегда, что, как говорится, зашевелился грузный лед, как сказал когда-то Эренбург. Почему он зашевелился – это другой вопрос, что послужило поводом. Но зашевелился. Долго ли он будет шевелиться, глубоко ли это шевеление пойдет – посмотрим. Я поверю в серьезность намерений, когда будут доказаны хищения примерно трети бюджета московского каждый год из последних лет.

Владимир Кара-Мурза: Удивило ли вас, что официально подтверждаются те данные, которые незадолго до этого были опровергнуты судом и истцы, в частности, супруги Лужковы – Батурины выигрывали у ответчиков, которые ровно то же самое и утверждали?

Иван Новицкий:
Посмотрим результаты расследования. У нас же еще расследования не было, не было результатов суда, если он будет и что решит прокуратура. Поэтому мы пока наблюдаем за процессом. Посмотрим, к чему он приведет.

Владимир Кара-Мурза: Пока он привел к обыскам. Вас вдохновляет или удивляет вот эта сумма? Я так понял, что Дмитрий Иванович считает, что это еще не все – 13 миллионов.

Дмитрий Катаев:
Это только начало. Будет ли продолжение – другой вопрос.

Иван Новицкий: Объявили какие-то варианты, по которым это дело рассматривается. Посмотрим, что будет дальше. Мы пока не можем вмешиваться ни в правосудие, ни в следственные действия. Поэтому мы наблюдаем за процессом как эксперты, смотрим, к какому результату приведет, дальше будем комментировать.

Владимир Кара-Мурза: Просвещенные люди, как правило, ищут логику в цепочке событий. Тогда давайте поговорим про Дмитрия Гаева. Это дело кажется вам неожиданным?

Дмитрий Катаев: То, что начали именно с Гаева – это для меня действительно неожиданность. Если когда-то и добираться до Гаева, то в последнюю очередь. Вот мое личное сугубо, я совершенно не в курсе фактуры этого дела, но личное мое ощущение, что единственный большой государственный институт, учреждение, предприятие, как называть метрополитен, я не знаю, которое более-менее исправно функционирует. Проблем там, конечно, миллион. Но опять же, мне кажется, не Гаев виноват.

Владимир Кара-Мурза: А какие главные претензии были у москвичей, у ваших избирателей к работе московского метрополитена за последние полтора десятилетия, что Гаев его возглавлял?

Иван Новицкий: Я бы совершенно согласился с Дмитрием Ивановичем в тех суждениях, в которых он оценивает московский метрополитен. И претензии были те, о которых мы все сейчас говорим – надо больше было строить. Другое дело, где было взять столько денег, потому что происходил в течение 90-х и 2000-х годов переход от федерального финансирования к московскому финансированию строительства метрополитена. Конечно, толчея и перегруженность метрополитена, которые очевидны, были связаны с тем, что, конечно, по метростроению мы отставали. Но были на то и объективные причины. Мы вышли на тот уровень социальной поддержки в Москве, когда вместе с Дмитрием Ивановичем были в Московской городской думе, тут были все в принципе единодушны в том, что те постепенные социальные завоевания, которые были в Москве, их надо было развивать, надо было удерживать. Сейчас пришло время, когда мы можем тратить деньги на инвестиционные средства, на дорожно-транспортное строительство, на метрополитен. Может быть это надо было и раньше делать, я об этом тоже говорил в середине 2000-х годов. Только собрались, и вот тут кризисные явления 8-9 года, которые немножко притормозили инвестиционные проекты. Хотя тогда еще в середине 2000-х годов и в думе, и правительстве Москвы очень много говорили о том, что метрополитен нужно строить.

Дмитрий Катаев: Можно вопрос Ивану Юрьевичу? Я просто действительно не знаю: Гаев имеет отношение к строительству метрополитена?

Иван Новицкий: Он не является строителем метрополитена. Я поэтому и говорю, что проблема метро в основном связана именно с недостаточным количеством линий. Конечно, они понимают то, что построили строители, это даже несколько компаний строили, и известный "Метрострой" и "Траншстрой", и другие компании строили последние годы линии метрополитена. Поэтому вопрос был в финансировании и в политических решениях на этот счет. Но тут в этой аудитории понятно, что городской бюджет и федеральный – это как тришкин кафтан, везде мало, нужно иметь большую волю для того, чтобы правильно распределять эти средства.

Владимир Кара-Мурза: Борис Немцов, член политсовета движения "Солидарность", не считает случившееся сенсацией.

Борис Немцов: История о 13 миллиардах описана еще в нашем с Миловым докладе "Лужков. Итоги". И саму схему, в которую был вовлечен и Лужков, и депутаты Московской городской думы, "Банк Москвы", всякие аффилированные с банком коммерческие структуры описали. Но тогда Бастрыкин нам сообщил, что он ничего не обнаружил. Сейчас, когда Лужков в опале, он выгнан с работы, выяснилось, что, оказывается, они все мошенники и жулики. Создается впечатление, что политическая составляющая в этой истории, конечно, есть. Совсем не значит, что Лужков с Батуриной не мошенники, но это означает, что сейчас политический заказ существует. Естественно, во всех политических гнусных историях мы участвовать не хотим и не будем. То же самое и с Гаевым, между прочим. Когда он возглавлял метрополитен, почему-то никто не возбуждал уголовные дела и их не расследовал. Это, конечно, очень непристойно. Я абсолютно убежден, что противоправная деятельность Батуриной и Лужкова, она не просто была, а она была в крупных размерах, но считаю, что расследование должно быть политически беспристрастным. Никакой политической составляющей в этом деле быть не должно.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG