Егор Бычков вышел на свободу

Егор Бычков, бывший руководитель нижне-тагильского отделения фонда "Город без наркотиков"

Свердловский областной суд 3 ноября изменил наказание бывшему руководителю нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" Егору Бычкову, удовлетворив кассацию защиты.

Ранее районный суд Нижнего Тагила приговорил Бычкова к трем с половиной годам лишения свободы, признав его виновным в похищении людей. Облсуд не только сократил срок, но и заменил реальное наказание двумя с половиной годами условно. В фонде "Город без наркотиков" это решение суда назвали победой. Правозащитники убеждены, что освобождение Бычкова стало возможным благодаря общественному резонансу, который вызвало это дело.

Глава нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" Егор Бычков, занимавшийся реабилитацией наркоманов, вышел на свободу. Основатель фонда Евгений Ройзман назвал это решение победой:

– По сути, это оправдание. И власть нас услышала, и мощнейшее общественное мнение сыграло свою роль.

В обществе реакция на изменение приговора Егору Бычкову была скорее положительной: закон нарушил, но реальный тюремный срок – это слишком. Главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн заявил, что, по его мнению, решение облсуда "…правильное. Но это не снимает ответственности с Бычкова, который изолировал людей и не оказывал квалифицированной медицинской помощи. Это всем нам урок", – заявил Брюн агентству "Интерфакс". Член экспертного консультативного совета государственного антинаркотического комитета по Центральному Федеральному округу Владимир Иванов полагает, что дело Егора Бычкова заставит власти страны всерьез обеспокоиться проблемой реабилитации наркоманов:

– Почему люди взялись за реабилитацию именно так? Потому что у них не было других способов, они все делали так, как понимали. А государство им не помогало, а просто наблюдало со стороны. И это вскрыло главную проблему, у нас на сегодняшний день эффективной реабилитации нет как таковой. Официальные цифры, которые были представлены на конференции "Наркология-2010": лечение и реабилитация дают общий эффект 8%.

– То есть остальные 92% возвращаются к наркотикам?

– Да, это официальная государственная статистика. Нет эффективно разработанной методики лечения наркозависимых. А их родственникам нужно спасать своих детей. Поэтому люди идут на любые способы, в том числе на те, что применялись в Нижнем Тагиле. По крайней мере, они спасают жизни, как-то продлевают жизнь ребятам.

- Выходит, у них эффективный способ?

– У них просто другого варианта рядом нет. А когода не выхода, то куда обращаться? В обычную наркологию? Да, там детоксикацию сделают, а дальше что? Происшедшее в Нижнем Тагиле заставило государство задуматься: а чем оно располагает, какими средствами, чтобы остановить смерти молодых людей? Цифры же страшные - больше 30 тысяч смертей в год.

– Вы поддерживаете методы, которые использовались в Нижнем Тагиле?

– В прямом смысле не поддерживаю. Поддерживаю в другом: они пытались делать дело, они спасали людей. Эта позиция мне импонирует. Это нужно было сразу либо остановить, либо людей поправить. Но наказывать за то, что они пытаются спасти других… Это может отбить желание заниматься этим вопросом.

Руководитель отдела реабилитации Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития России Тарас Дудко считает, что методы, которые применяли сотрудники фонда "Город без наркотиков", неприемлемы:

– Это нарушение закона – насильно вести человека в реабилитационный центр.

Вы против таких методов?

– Да, против.

– А какие методы сейчас существуют в России? Вы тоже занимаетесь реабилитацией?

– Мы занимаемся реабилитацией, но закон говорит, что если больной поступает в наркологическое учреждение, он делает это добровольно. Бычков законов не соблюдал. Они приковывали людей наручниками к кроватям и считали, что это – реабилитация. Кто проверил, что это эффективно, что у них эффективность, якобы 80%.? У них в действительности такая же эффективность, как во всех других негосударственных центрах – где-то пять, может быть, десять процентов.

– А насколько успешны официальные методы в стране?

– Здесь очень важный момент – участие больного в реабилитационной программе. Это стационар, то есть детокс, а потом идет непосредственно реабилитация. Если он проходит всю программу, то можно достичь 50-60% эффективности, то есть воздержание от употребления наркотиков не менее одного года. Во всем мире есть такое направление – реабилитация наркологических больных.

– И как эта область развивается в России?

– Недостаточно успешно, потому что государственных реабилитационных центров в России очень мало.

От коллег Егора Бычкова Радио Свобода удалось узнать, что он продолжит сотрудничать с фондом "Город без наркотиков", но не будет работать в реабилитационном центре.