Голодовка длиной в полтора года

Ярослав Горбаневский во время голодовки на Вацлавской площади

В Чехии голодают в память о жертвах коммунизма и против участия коммунистов в политике

В Чехии проходит бессрочная голодовка – протест общественного движения "Без коммунистов". Каждый день один из участников акции отказывается от пищи на 24 часа, чтобы почтить память одной из жертв коммунистического режима в Чехословакии. К голодовке против коммунизма присоединились украинский поэт и русский художник.

"Голодная" эстафета в Чехии началась в конце 2012 года после региональных выборов в Южночешском крае, на которых победила Коммунистическая партия. Местные гражданские активисты, прежде всего студенты, были так возмущены и подавлены результатами выборов, что в знак протеста решили организовать голодовку. Не массовую: каждый день отказывался от пищи один человек. Каждую полночь голодать начинает новый участник, напоминая об одной из жертв коммунистического режима. Обычно в этот день те, кто отказываются от пищи, остаются дома, но иногда выходят на улицу, чтобы сообщить окружающим о протесте и его причинах. "Если бы мы проводили эту акцию на одном месте, речь бы шла всего о нескольких участниках в месяц, но в эпоху интернета нам удается с легкостью общаться даже с теми, кто находится на расстоянии сотен километров от нас, – рассказывает один из лидеров движения "Без коммунистов" Петр Марек. – У нас получается так, что один день человек голодает, например, в Остраве, на одном конце Чешской Республики, а в полночь передает эстафету человеку, находящемуся в другом конце страны – например, в городе Ческе-Будеёвице. Иными словами, каждый голодает там, где он живет. Сначала, конечно, участниками были в основном наши друзья".

Один из символов протеста, организованного движением "Без коммунистов"

Вначале среди участников голодовки преобладали жители Южной Чехии, но постепенно она распространилась на всю страну и даже за ее пределы. Недавно эстафету принял украинский поэт и писатель Павел Коробчук, который хотел напомнить о почти 10 миллионах жертв советской коллективизации, приведшей на Украине к голодомору. "Изначально мы хотели напомнить о жертвах коммунизма только в Чехии, но сейчас мы уже можем говорить и об Украине, о России и других странах, имеющих схожий опыт, – говорит Петр Марек. – В этих странах количество погибших намного больше, чем у нас, речь идет о десятках миллионов. Кроме того, мы все еще не можем говорить о том, что коммунизм остался в прошлом, ведь во многих странах Центральной и Восточной Европы коммунистические партии продолжают быть частью политической жизни. С нашей точки зрения, это большое несчастье, на которое мы хотим обратить внимание в форме голодовки".

В числе участников было и несколько знаменитостей: чешский актер Ян Тржиска, голодавший в Лос-Анджелесе, режиссер Милош Форман, отказавшийся от пищи у себя дома в Нью-Йорке, режиссер Иржи Менцель, принявший участие в акции в Праге.

Общее число участников акции – 596 человек, и общественное движение "Без коммунистов", видимо, не собирается останавливаться, напоминая, что всего за годы нахождения у власти Коммунистической партии Чехословакии только в Чехии погибли 10 тысяч человек. По словам Марека, поток желающих принять участие в протесте не иссякает, поэтому ему сложно сказать, сколько месяцев еще продлится начатая полтора года

Памятник детям – жертвам политических репрессий в Чехословакии. Участники движения "Без коммунизма" призывают расследовать обстоятельства гибели детей в 50-х годах прошлого века

назад акция. Изначально организаторы собирались прекратить "голодовку по цепочке" в день голосования на парламентских выборах в феврале этого года. Их планам помешали назначенные после отставки правительства внеочередные выборы, которые состоялись осенью прошлого года. Марек говорит, что, возможно, "голодная" эстафета прекратится 17 ноября, в 25-ю годовщину "бархатной революции" – падения коммунистического режима в Чехословакии. В этот день в Праге соберутся все участники голодовки, чтобы снова напомнить о невинно погибших во время коммунистических репрессий и призвать не голосовать за коммунистов на следующих выборах.

В голодовке у здания чешского Национального музея на Вацлавской площади принял участие сын Натальи Горбаневской – художник Ярослав Горбаневский. Он приехал в Прагу, чтобы напомнить о демонстрации семерых советских граждан против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию 25 августа 1968 года на Красной площади, среди которых была и его мать. Ярослав Горбаневский – художник, в Праге сейчас проходит его выставка:

– Когда мне предложили принять участие в голодовке памяти жертв коммунизма, для меня это было совершенно естественно, особенно если учесть, что цель этой акции - чтобы таких жертв больше не было. Для меня как для русского человека это в первую очередь связано с миллионами жертв за всю историю советского коммунизма: революции, коллективизации, большого террора, репрессий против правозащитного

Для меня, как для русского человека, это в первую очередь связано с миллионами жертв за всю историю советского коммунизма

движения. Хотя больше всего мне вспоминается коллективизация, которая была направлена не только против украинцев, но вообще крестьян. Меня это затронуло очень сильно, и я всегда жалею, что об этих жертвах в России не говорят. Не говорят в той стране, где это случилось.

– Расскажите, как проходила ваша 24-часовая голодовка.

– Я голодал 25 августа. Этот день я провел на Вацлавской площади, я просто там сидел и голодал. Я 24 часа не ел: это, в общем-то, ерунда. Ну, я не просто так буду сидеть и ничего не делать, я взял с собой блокнот и делал зарисовки Вацлавской площади с памятником.

– Не каждый человек перестает принимать пищу, что вы при этом чувствовали?

– Встаешь – не завтракаешь, потом не обедаешь, потом не ужинаешь. Конечно, в какой-то момент чувствуешь себя чуть легче. В общем, я бы сказал, что это даже приятно. Для современного человека, который сыт, который вчера ел, и который будет есть завтра, это совершенно не страшно. В какой-то момент действительно чувствуешь некоторое неудобство, но что же делать, раз уж я согласился на этот символический шаг, то и 24 часа я соответственно держался.