Берни Сандерс, последний формальный соперник Хиллари Клинтон по борьбе за номинацию в президенты США от Демократической партии, объявил о том, что он поддерживает кандидатуру Клинтон в качестве кандидата партии, и положил тем самым конец затянувшейся более чем на полгода предвыборной борьбе двух кандидатов-демократов. Однако сплотиться за спиной Хиллари Клинтон готовы далеко не все сторонники Сандерса.
То, что Берни Сандерсу не удастся добиться номинации в президенты от Демократической партии, было очевидно давно. Еще в конце весны, задолго до последних партийных праймериз в Калифорнии, эксперты объявили, что преимущество в голосах выборщиков у Хиллари Клинтон столь велико, что Берни Сандерс обречен на поражение – даже если он победит на остающихся первичных выборах с большим преимуществом (чего не произошло).
Что было невозможно предсказать с помощью математических вычислений, так это дальнейшие действия Сандерса. Он провозгласил себя лидером политической революции, которая должна, по его словам, возвысить голос большинства над голосами привилегированного преуспевающего меньшинства, обеспечить будущее, в котором у каждого американца будет доступ к дешевой медицине, бесплатному высшему образованию, позволяющей достойно жить работе. Кандидат, которого, как и Дональда Трампа, поначалу списывали со счетов как политический курьез, доказал, что для таких взглядов в стране есть воодушевленный потребитель, что этот в основном молодежный электорат готов жертвовать деньги на поддержку своего кандидата и идти за ним до конца. Как провозгласил во вторник Сандерс, за него на первичных выборах проголосовало 13 миллионов человек.
Почти до последней минуты было неясно – решит ли Сандерс использовать партийный съезд, на котором будет официально подтвержден кандидат в президенты от Демократической партии, для того, чтобы дать завершающую битву Хиллари Клинтон, которую он окрестил "кандидатом истеблишмента". По одной из версий после проигрыша у демократов он мог примкнуть, например, к партии Зеленых, предлагающей назвать его кандидатом в президенты, и увести за собой значительную часть электората демократической партии.
Во вторник во время совместного появления с Хиллари Клинтон на многотысячном митинге в Портсмуте (штат Нью-Гемпшир) Берни Сандерс произнес фразу, которую сторонники Клинтон ждали от него очень давно: "Клинтон выиграла номинацию от Демократической партии, и я поздравляю ее". Сандерс пообещал сделать все необходимое для того, чтобы поспособствовать избранию Клинтон президентом.
Ответ Клинтон был более эмоциональным: "Я не могу не сказать о том, насколько более приятными будут выборы, когда мы все будем вместе. Вы знаете, ведь мы сильнее, когда мы вместе!" Многие наблюдатели, впрочем, отметили, что оба политика выглядели отстраненными и испытывали явное неудобство, находясь рядом друг с другом. В конце церемонии Сандерс протянул было Клинтон руку, чтобы обменяться рукопожатием. Клинтон в ответ потянулась к нему с объятиями.
Обозреватель газеты The New York Times Эндрю Розентол пишет: "Это мероприятие не могло выглядеть ненатянутым: в конце концов, большую часть года Сандерс провел, обвиняя Клинтон в коррумпированности, в ястребином подходе к международным делам, в том, что она слишком близка к Уолл-стрит". Во время своего выступления Клинтон публично отдала щедрую дань своему сопернику Сандерсу, который вынудил ее значительно сдвинуться к позициям так называемого прогрессистского крыла Демократической партии. Она говорила о поддержке резкого повышения минимальной заработной платы по всей стране, об отказе от соглашения о Тихоокеанском партнерстве, в пользу которого она выступала не столь давно, о большей доступности высшего образования. Она прямо обратилась к избирателям Сандерса, поблагодарив их за, то что они поддержали его.
Как говорит в интервью Радио Свобода Карлин Боумен, сотрудница вашингтонского исследовательского института Американ Энтерпрайз, успехи Берни Сандерса и реакция на них Хиллари Клинтон свидетельствуют о значительном сдвиге Демократической партии влево:
Слово "либерал" больше не выглядит негативным ярлыком
– За годы президентства Барака Обамы Демократическая партия сдвинулась в леволиберальном направлении, в этом нет никаких сомнений, и Хиллари Клинтон вынуждена корректировать свои взгляды с учетом этих изменений. Любопытно, что термин "либерал", не столь давно приводивший в смущение многих американцев, ныне не выглядит негативным ярлыком. Немало политиков-демократов причисляют себя к либералам.
– Но ведь Берни Сандерс пошел гораздо дальше. Он называет себя "демократическим социалистом". Можно из этого сделать вывод, что американцы более расположены сейчас и к социалистическим идеям?
– Они не поворачиваются к социалистическим идеям. Популярность Сандерса можно объяснить самыми разными причинами, но его экономические идеи далеко не главное, что привлекает в его кандидатуре. По большому счету, Сандерс воплощает именно это движение влево Демократической партии в том, что касается социальных вопросов: одобрение однополых браков, поддержка права женщин на аборты. Однако самая большая привлекательность его кандидатуры состояла в том, что он резко противопоставлял себя политическому истеблишменту, выставляя себя человеком со стороны. И это именно то, что демократы хотели видеть в своем кандидате в президенты.
– Что сегодня можно сказать о шансах Хиллари Клинтон на победу в президентских выборах, исходя из опросов общественного мнения?
Клинтон опережает Трампа на 5–6 процентов. Но эти цифры могут с легкостью измениться
– В среднем, основываясь на общенациональных опросах, Клинтон опережает Трампа на 5–6 процентов. Но эти цифры могут с легкостью измениться до конца лета. Когда американцам задают вопрос о том, за представителя какой партии они намерены голосовать, то голоса делятся практически поровну: 45–46 процентов намерены голосовать за республиканцев или за демократов. В этом смысле страна расколота поровну. В личном противостоянии с Трампом Клинтон сейчас опережает его на несколько пунктов. Но я не знаю, сохранит ли она это лидерство, – говорит сотрудница института Американ Энтерпрайз Карлин Боумен.