Без Британии. Рикард Йозвяк – о конце прекрасной эпохи

В ночь на 31 января, когда Великобритания вышла из ЕС, этот союз уменьшился, впервые за всю свою историю. И вряд ли в ближайшее время он будет расширяться. Теперь Европейская комиссия представит новую стратегию расширения ЕС, которая сделает вступление в союз более затруднительным, особенно для стран Западных Балкан. Ещё через несколько недель Республика Северная Македония станет тридцатым членом НАТО. И это будет последнее вступление в альянс на долгое время вперёд.

2020 год ознаменует для обеих организаций – для ЕС и НАТО – наступление новой эпохи объединения, и основной задачей в обозримом будущем станет решение внутренних проблем. ​Сначала мы, возможно, и не заметим, что Великобритания больше не член Евросоюза. Конечно, знакомых всем британских флагов на зданиях организаций ЕС уже не будет, британские дипломаты и министры перестанут появляться на регулярных встречах и заседаниях в Совете Европы, а депутаты больше не будут заседать в Европарламенте. Но режим свободной торговли и открытых границ сохранится до окончания переходного периода, до 31 декабря 2020 года.

В течение этого периода Британия продолжит платить налоги в бюджет ЕС, а права граждан Евросоюза на ее территории, как и права британцев на территории "единой Европы", не изменятся. Сейчас происходит обратный отсчет до следующей сделки, которая в будущем определит отношения между Великобританией и Евросоюзом.​

Смотри также Новый эгоцентризм. Рикард Йозвяк – о нерасширении Евросоюза

Через 11 месяцев стороны должны заключить новое всеобъемлющее торговое соглашение. Чиновники Евросоюза настроены скептически, можно ли подготовить этот документ за столь короткий срок, тогда как премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уверен: надо успеть сделать это до конца года.

Одним из главных препятствий станет рыболовство. Нас ждет как минимум дипломатическая "рыбная война", ведь многие страны ЕС захотят получить доступ к богатым жизнью британским водам, возможно, предложив выгодный обмен в виде доступа к континентальному финансовому сектору. В любом случае, переговоры Британии и ЕС потребуют много времени, сил и большого внимания Евросоюза.

Дорога в союз для тех стран, которые хотят однажды назвать себя членами ЕС, станет гораздо более сложной и извилистой

А вот соседи Евросоюза итоги Брекзита заметят сразу. Лондон активнее других поддерживал расширение ЕС и был ключевым игроком в международной политике клуба, однако референдум и его последствия заставили британских дипломатов сфокусироваться на отношениях с Брюсселем, отложив решение других задач. Вакуум, образованный из-за отсутствия Лондона, старается заполнить Париж. Франция стала основным фактором в определении международной политики ЕС, и это уже отражается на его соседях. ЕС отказал Албании с Северной Македонией во вступлении в союз по инициативе из Парижа. Реальные последствия этих возражений можно будет оценить 5 февраля, после опубликования новой стратегии расширения Евросоюза, которую готовит сейчас Европейская комиссия. Что именно предлагается, пока публично не сообщалось, но два обстоятельства ясны уже сейчас: Европейская комиссия сделает все, чтобы угодить Франции, а путь в союз для тех стран, которые хотят однажды назвать себя членами ЕС, станет гораздо более сложным и извилистым.

Ещё хуже, чем у Албании и Северной Македонии, обстоят дела у Грузии, Молдовы и Украины, восточных партнеров ЕС. Когда Евросоюз представит свою новую стратегию восточного партнерства на 2020-е годы, там будут учтены интересы Франции. Как следует из двух недавних парижских программных документов, Франция отрицает любую возможность того, что партнерство с этими странами когда-нибудь откроет для них дорогу в Евросоюз. Вместо этого повышенное внимание должно быть уделено экологическому сотрудничеству, которое одинаково приветствуется политиками и гражданами, но которого опасаются североевропейские и восточноевропейские дипломаты. Причина проста: если это произойдёт, то произойдёт в ущерб расходам на укрепление судебной системы, безопасности и дипломатического корпуса стран-партнёров.

С НАТО всё выглядит чуть более радостно. Недовольство поведением Турции по-прежнему существует, но оно не обернется тем, что Анкару исключат. К середине февраля у входа в штаб Североатлантического альянса поднимется македонский государственный флаг. Но пока это всё, и надолго. Представители НАТО могут публично хвалить Боснию и Герцеговину, Грузию и Украину за успехи в военном строительстве и реформах гражданского сектора, но в кулуарах все понимают: шансов у этого трио в ближайшее время вступить в альянс нет.

В 2020 годах НАТО определённо будет "клубом 30", а ЕС "клубом 27". Вступительные членские взносы остаются слишком велики.

Рикард Йозвяк – корреспондент медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода в Брюсселе

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции

Перевод Марины Бочаровой