Больше нефти, меньше углекислого газа. Второй день в Тояко

Участники саммита пытаются зафиксировать свою причастность к решению важнейших проблем современности


Главной темой второго дня работы саммита G8 стало состояние мировой экономики, в том числе состояние рынка нефти. Участники встречи в своей декларации обязались добиваться увеличения ее производства и переработки. В Тояко обсуждалась и проблема изменения климата, этот вопрос вообще являлся одним из приоритетов японского председательства в «большой восьмерке». Какой-никакой вклад в охрану природы лидеры вносили как раз сегодня. Они посадили в районе своего отеля восемь деревьев.


Президент России Дмитрий Медведев очевидно получает удовольствие от присутствия в этом клубе очень важных персон. « “ Восьмерка ” для того и была придумана, чтобы лидеры крупнейших экономик, крупнейших стран могли пообщаться и найти какие-то нестандартные решения , - отметил он, выйдя к журналистам. - Кстати, отмечу, что самое появление “ восьмерки ” было связано с энергетическим кризисом, который разразился в Европе в середине 70-х годов, и сегодня об этом напоминали. То есть мы вернулись, правда, на новом уровне, к рассмотрению тех же вопросов, которые стояли при зарождении “ восьмерки ” как формата… Что касается моих коллег, моих товарищей, то с частью из них я просто был знаком, для меня это уже не первый контакт, с кем-то из них я познакомился. Но, наверное, самое главное в этой ситуации то, что мы общаемся неформально и с галстуками, и без галстуков, общаемся по именам. Это тоже облегчает контакты, не нужно титулы и должности перечислять. В этом смысле общение более простое, более продуктивное и сказать можно все, что угодно, здесь можете не сомневаться. Можно сказать и за круглым столом, можно в сторонку отвести и там что-то на ухо сообщить. В этом смысле этот формат уникальный и он очень полезен для того, чтобы прояснить нашу совместную позицию».


По словам президента Медведева, Россия очень активно включилась в обсуждение продовольственной темы и даже выступила в этом смысле с несколькими инициативами: «Нами было сделано два новых предложения, одно из них связано с необходимостью возникновения нового формата внутри “ восьмерки ” , это формат, в котором принимают участие министры сельского хозяйства государств “ восьмерки ” . Это предложение было поддержано. И проведение такой специальной сессии, саммит по зерновой проблематике или так называемый “ зерновой саммит ” , где бы обсуждались и причины роста цен на зерно, и возможные способы стабилизации ситуации в этой сфере».


Скептики указывают, что не сумев накормить нуждающихся в собственной стране, Кремль приступает к решению продовольственных проблем на глобальном уровне. Впрочем, эксперт Московского центра Карнеги Маша Липман отмечает, что такая роль России не в новинку: «Всякая аналогия, конечно, хромает. Но посмотрим, например, на XIX век: бедность, неграмотность, крепостное право - и элита, которая чувствует себя совершенно органично с элитами европейских стран, один язык и культура, одни и те же курорты, одни и те же наряды. Элита совершенно естественно интегрируется, вписывается в элиту европейскую. Советский Союз в XX веке был главной страной в коалиции победителей и именно в этом качестве стал одной из двух ведущих стран в период послевоенного развития. И постольку Вторая мировая война во многом определила развитие во второй половине XX века, эта роль России была естественна, хотя по сравнению с западными странами советское население было нищим. И тем не менее никто не сомневался в том, что Советский Союз по праву занимает место на пару с Соединенными Штатами. Советский Союз стал одним из двух мощнейших центров влияния. Это место Россией утрачено, но нащупывание своего нового места, конечно, идет на тех же путях одной из главнейших держав».