Ссылки для упрощенного доступа

Выборы честные, но несправедливые


Николай Петров
Николай Петров
О конкурентности российских выборов и о значении этой политической кампании для президента Дмитрия Медведева говорит политолог, член экспертного совета Московского центра Карнеги Николай Петров.

- Мне кажется, что последние выборы можно назвать относительно честными, но несправедливыми. Несправедливость заключается в том, что от выборов были отсечены все политические партии, кроме тех четырех, которые присутствуют в Думе, которые имеют большие преимущества для регистрации своих кандидатов. Мне кажется, что на выборах похоронили "Яблоко". В тех двух регионах, где эта партия была представлена, она не смогла даже зарегистрировать свой список. То есть значительная часть голосов оказывается по определению отсеченной.
От выборов были отсечены все политические партии, кроме тех четырех, которые присутствуют в Думе, которые имеют большие преимущества для регистрации своих кандидатов


Хотя мы говорим об относительно высокой явке в 42% на этих выборах, все равно понятно, что очень многие избиратели не могут голосовать за партии, за которые они хотели бы голосовать, что, на мой взгляд, опасно для политической системы. За бортом оказывается слишком много людей. А те четыре силы, которые представлены в Думе, практически во всех избирательных кампаниях прошли по выборам в законодательные собрания. Коль скоро к участию допустили эти силы, то голосование и подведение итогов, мне кажется, было, вопреки обыкновению, относительно честным.

Любая официальная оппозиция в России - карманная. Это относится и к "Правому делу", и к "Яблоку", которых на выборы не очень-то пустили. Но еще более карманная она в лице "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ. При этом мы видим рост голосов, поданных за эту карманную в квадрате оппозицию.

- Многие западные обозреватели пишут об этих выборах, как о проверке уровня поддержки Дмитрия Медведева. Вам понятен такой механизм размышлений ваших западных коллег?

- Нет, не очень понятен. Если мы говорим о модернизации, о каких-то реформах, то здесь показательно то, что на экономическом форуме в Красноярске, когда не просто публике, а участникам форума был задан вопрос - понимают ли они, в чем заключается план правительства? - они в большинстве своем ответили, что не понимают. Тем более это относится к рядовым гражданам. Я бы ни в коей мере не рассматривал результаты голосования как поддержку какого-то несуществующего и не доведенного до людей плана.

Но мне кажется, в отношении Медведева важнее другое. Он после прошлых выборов, когда возникли большие скандалы, достаточно конкретно заявлял, что выборы у нас не очень совершенны, но ситуация будет улучшаться. Мне кажется, на этих выборах для него на кону стояла вполне возможная потеря лица, если бы подведение итогов прошло с такими же скандалами и настолько же грязно, как в октябре. Вот этого не произошло. Я бы отметил как важный политический итог выборов потерю лица "Единой России" и сохранение лица президента.

- Что можно сказать о процессе обновляемости политических элит в России, изменении карты электоральных предпочтений?
Мы видели массовое использование административного ресурса для отсечения неудобных для власти кандидатов

- "Единая Россия" получила карт-бланш на этапе подготовки выборов. Поэтому мы видели массовое использование административного ресурса для отсечения неудобных для власти кандидатов. Но при этом на этапе голосования и подведения итогов, по-видимому, контроль был более серьезным. Мы увидели, что в ряде случаев прошли оппозиционные кандидаты. Наиболее громкий случай - это Иркутск. Это очень наглядный пример того, как попытка слишком грубо и слишком активно вмешиваться в выборы чревата поражением. Партия власти хотела навязать людям кандидата, абсолютно незнакомого и отторгавшегося большинством иркутян, но желание во что бы то ни стало продавить "своего" привело к консолидации вокруг коммунистического кандидата. И не потому, что его хотели поддержать люди, а потому, что они не хотели поддержать того, кого столь очевидно и жестко им навязывали.

Хотя, подчеркиваю, эти выборы прошли в ситуации, когда все большее их количество проходит по пропорциональной системе - выборы не только в региональные парламенты, но и в муниципальные органы власти. А это чревато полным застоем и отсутствием конкуренции, потому что политические партии в России, если они и есть (в чем могут быть большие сомнения), то они есть на уровне федеральном. На уровне региональном это уже очень условная конструкция. На уровне муниципальном партий нет вообще, кроме остатков коммунистической партии. Поэтому проведение на низовых выборах голосования по партийным спискам - это полная профанация.
XS
SM
MD
LG