Ссылки для упрощенного доступа

Алиби Надежды Савченко


Надежда Савченко в суде
Надежда Савченко в суде

Защита украинской военнослужащей намерена ходатайствовать о прекращении дела

Защита украинской военнослужащей Надежды Савченко намерена ходатайствовать о прекращении уголовного дела в ее отношении, поскольку у Савченко имеется подтвержденное алиби.

С таким заявлением адвокаты Савченко выступили в среду на пресс-конференции в Москве. Они представили документы, доказывающие, что в момент, когда российские журналисты Игорь Корнелюк и Антон Волошин попали под минометный обстрел на востоке Украины, Савченко уже час как находилась в плену у сепаратистов и не могла быть причастна к гибели журналистов, в чем ее обвиняют российские следственные органы. Сама Савченко, которая находится сейчас в московском СИЗО, продолжает голодовку, протестуя против того, что ей не оказывают медицинскую помощь. По словам ее адвокатов, голодать их подзащитная намерена как минимум до 22 декабря.

По словам адвокатов Надежды Савченко, для прекращения уголовного дела в ее отношении есть несколько оснований. Во-первых, защита военнослужащей получила от Службы безопасности Украины документы, подтверждающие, что Надежда Савченко не могла быть причастной к гибели российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Они погибли 17 июня в районе поселка Металлист под Луганском. Когда журналисты попали под минометный обстрел, Савченко уже час как находилась в плену у сепаратистов батальона "Заря" и была в Луганске. Об этом свидетельствуют данные биллингов, то есть данные с телефонов Савченко и российских журналистов, привязанные к их месту расположения. Рассказывает адвокат Илья Новиков:

– Начиная с 8.24 и до 8.39 телефон Савченко находился в районе, к которому относится поселок Стукалова Балка, где ее взяли в плен. Начиная с 10.43 телефон фиксируется в центре Луганска – это промежуточная точка, ее везли в этом месте. И начиная с 11 с чем-то – ее телефон стабильно в течение длительного времени выходит на связь с той точки, где находится военкомат Луганской области, то есть база батальона "Заря", который взял ее в плен. В этом месте она содержалась до 23 июня, туда же дозвонилась ее сестра, трубку взяли боевики, и ей сказали, что это "служба забоя домашних животных, привет".

А вот что известно о перемещениях российских журналистов, продолжает Илья Новиков:

На то, чтобы приехать из центра Луганска и попасть под обстрел, у Волошина и Корнелюка было примерно 10 минут, если считать назад от того момента, когда телефон Савченко фиксируется в центре Луганска

– Рано утром Игорь Корнелюк и его телефон находились в районе отеля "Луганск", откуда они уехали не раньше, чем в 10.26. Затем телефон выходил на связь в районе Каменнобродского района и поселка Металлист, а начиная с 12.20 он выходит на связь южнее – Корнелюка повезли в больницу. Последнее подключение – областная больница, где он скончался. У нас есть еще информация из других источников, украинские оперативники работают над тем, чтобы ее подтвердить. В съемочную группу входили три человека: помимо Корнелюка и Волошина, оператор Виктор Денисов, который остался в живых и дает показания. Они точно имеются в уголовном деле, которое ведется в России, но мы их еще не видели, а увидим только после того, как следствие будет завершено. Однако Денисов давал интервью и рассказывал, что происходило.

Еще один человек, который сопровождал группу, – таксист из Луганска, его имя также известно украинским спецслужбам. Он после событий давал интервью и рассказывал, как они приехали на место и на перекрестке у Металлиста через несколько минут попали под обстрел. Из той информации, которую дают эти люди, вытекает, что тем утром журналисты не поехали сразу к Металлисту, а направились сначала в другое место – хотели снять какой-то другой сюжет, и только оттуда поехали на перекресток у Металлиста. Собственно, почему они находились в то время без касок и бронежилетов? Они полагали, что будут там недолго: приедут, снимут и уедут. Буквально через несколько минут после того, как они там появились, их накрыло обстрелом. То есть на то, чтобы приехать из центра Луганска и попасть под обстрел, у Волошина и Корнелюка было примерно 10 минут, если считать назад от того момента, когда телефон Савченко фиксируется в центре Луганска, когда она уже достоверно была в плену. Мы же понимаем, что зазор даже больше – около часа: в плен ее взяли примерно в 10.30 по киевскому времени, а обстрел произошел приблизительно в 11.30.

По словам Ильи Новикова, в ближайшие дни защита попросит приобщить эти документы к материалам дела Надежды Савченко. По мнению адвокатов, если это произойдет, то тогда дело должно быть прекращено, поскольку биллинги подтверждают алиби украинской военнослужащей. По мнению представителей защиты, еще одно основание для прекращения дела – тот факт, что с конца января Савченко, избранная в Верховную Раду Украины от партии "Батькивщина", станет делегатом Парламентской ассамблеи Совета Европы. А этот статус дает ей дипломатический иммунитет, поясняет другой адвокат Савченко – Николай Полозов:

Николай Полозов
Николай Полозов

– На ближайшей сессии ПАСЕ, которая состоится с 26 по 30 января, Надежда Савченко получит официальный статус делегата ПАСЕ, поскольку, по условиям коалиционного соглашения в Верховной Раде, она является одним из делегатов, направляемых от парламента Украины в данный международный орган. В соответствии с международными договорами России, лицо, обладающее дипломатическим иммунитетом, не вправе привлекаться к уголовной ответственности на территории РФ. В случае, если такое лицо все-таки подверглись аресту, его должны освободить от ответственности и выпустить. Исходя из этого, в момент открытия сессии, когда Надежда Савченко в числе всех остальных делегатов из всех стран Совета Европы получит официальный статус делегата, Российская Федерация не в праве будет ее удерживать и преследовать по уголовному делу. Это не значит, что дело о гибели журналистов будет прекращено, оно может расследоваться и дальше. Но удерживать Надежду Савченко насильно в СИЗО Россия уже будет не вправе.

Нужно, чтобы все-таки вопрос был вынесен на тот уровень, которого он заслуживает: депутат парламента и делегат ПАСЕ – не уровень следователя Маньшина

Кроме этого, как добавил еще один адвокат украинки Марк Фейгин, Надежда Савченко с самого начала следствия заявила, что считает себя военнопленной и, согласно Женевской конвенции, для получения этого статуса не нужно признания со стороны каких-либо организаций, достаточно лишь личного заявления. По словам Фейгина, уведомления о статусе Савченко как военнопленной направлены в адрес главы Следственного комитета России и Красного Креста. Марк Фейгин выразил надежду, что о деле Надежды Савченко кто-нибудь из журналистов заговорит на завтрашней пресс-конференции Владимира Путина. Адвокат убежден, что дело является политическим и решение о судьбе украинской военнослужащей будет приниматься на высшем уровне:

Марк Фейгин
Марк Фейгин

– Дело Савченко, конечно, будут решать в Кремле Путин и его окружение. Следствие, как и суд, прекрасно осведомлено о невиновности Савченко. Им, как и МИД России, известно о невозможности привлечения Савченко к уголовной ответственности: ее статусе делегата ПАСЕ, ее заявлении во время опроса следователем Маньшиным о том, что она считает себя военнопленной. От Путина мы ничего особенного не ждем, но для нас очень важно, чтобы прекратилась эта безумная игра в следствие, в суд... Нужно, чтобы все-таки вопрос был вынесен на тот уровень, которого он заслуживает: депутат парламента и делегат ПАСЕ – не уровень следователя Маньшина. Тем не менее, если Путин берет на себя ответственность, говоря, что в этом разберется суд, как он обычно говорит, – очень хорошо. Значит, он будет напрямую отвечать за этот суд, равно как и за следствие, принимающие, с нашей точки зрения, незаконные решения. Здесь публичность играет роль возникновения новых обязательств, – считает адвокат Марк Фейгин.

Сама же Надежда Савченко сейчас находится в московском СИЗО "Печатники". 15 декабря она объявила голодовку из-за того, что ей не оказывают медицинскую помощь в связи с воспалением уха. По словам адвоката, ей обещали передать лекарства и вызвать врача из обычной поликлиники, но голодовку Савченко продолжит как минимум до 22 декабря. В этот день в Мосгорсуде будет рассмотрена жалоба на продление ее ареста. 27 октября Басманный суд Москвы продлил срок ареста украинки до 13 февраля. Надежда Савченко предъявленные ей обвинения отрицает и утверждает, что была захвачена и переправлена в Россию сепаратистами. Российские власти заявляют, что она добровольно пересекла границу и была задержана на территории России.

О том, как происходящее с Надеждой Савченко обсуждают украинские политики и журналисты сейчас, спустя полгода после того она оказалась в России, рассуждает директор киевского Института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев:

Андрей Ермолаев
Андрей Ермолаев

– После того, как прошла избирательная кампания, о Надежде Савченко вспоминают, но, конечно, существенно реже. Во-первых, потому что какое-то время она действительно стала одним из символов конфликта, одним из символов нового украинского патриотизма. Но мне кажется, тот факт, что она была использована еще и как политический символ конкретной партии на выборах, сыграло негативную роль для ее судьбы. Речь идет о партии "Батькивщина", которую возглавляет Юлия Тимошенко. Одним из ярких предвыборных событий было то, что именно эта партия приняла решение в качестве первого номера в списке партии на парламентских выборах пригласить Надежду Савченко. Многие уже тогда, зная о судьбе этой девушки, зная, что она действительно стала разменной картой в борьбе между российской и украинской властью, прониклись доверием к ее судьбе, она вызывала симпатию, потому что наличие российских войск и агентуры в Донбассе, преступления, свидетелями которых были мирные украинцы, все-таки подтверждали правоту украинской стороны.Но вот политизация образа Надежды Савченко, использование ее имени, образа на выборах заронило зерно сомнения в отношении искренности самой политической силы, и конечно, сама Надежда Савченко оказалась невольно в информационном пространстве Украины в таком двузначном положении. С одной стороны, человеку нужно помочь, ей нужна поддержка страны, внимание к ней, потому что ее судьба просто показатель, и десятки украинских военнослужащих пострадали от спецоперации России в Донбассе. А с другой стороны, попытки с помощью этого образа мобилизовать голоса, спекулировать на ее имени многих, если и не разочаровывали, то вносили сомнения. После избирательной кампании достаточно широко было распространено мнение, что судьба Надежды Савченко была просто использована партией для того, чтобы усилить внимание к себе и просто обеспечить электоральный результат.

– То есть получается, что Надежда Савченко, как человек, уже забылась, она стала такой картой в колоде пропагандистских игр, причем с обеих сторон?

После избирательной кампании достаточно широко было распространено мнение, что судьба Надежды Савченко была просто использована партией для того, чтобы просто обеспечить электоральный результат.

– К сожалению, совершенно верно. Судьба человека ушла на второй план, а символика – на первый план. Ряд политиков, представляющих "Батькивщину", пытались объяснить свой поступок уже не электоральными соображениями, а тем, что депутатский мандат и участие имени Савченко в украинской политике должно ей помочь, поддержать. Хотя, на самом деле, лукавство этой позиции тоже очевидно. Потому что не распространяется депутатский мандат на судебные процессы в соседней стране, во-первых, а во-вторых, помощь-то нужна была другая - не столько политизация, сколько хорошая адвокатская поддержка, информационная поддержка, дипломатическая поддержка, что нужно в этой ситуации.

– Случайно ли именно она стала столь известной? Или ситуация была такова, что она, что называется, оказалась в неудачное время в неудачном месте, и на этом самом месте мог быть кто угодно другой, человек любого пола, возраста и так далее? Или, говоря прямо, нужна была на роль преступницы или жертвы именно молодая, привлекательная женщина?

– Нет, я не сторонник теории заговора. Судьба Надежды Савченко действительно очень интересная, привлекает внимание, и та трагедия, который с ней произошла, несправедливое обвинение – для этого была почва. Плюс ко всему, несомненно, женщина на войне, тем более молодая женщина, с довольно яркой биографией, привлекала внимание вне зависимости от выборов. Тут я бы обратил внимание на другое: не то что ее выбрали, аспекуляции на выборах вокруг ее имени – это то, в чем можно упрекнуть партию "Батькивщина" и ее лидера, – считает директор киевского Института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG