Ссылки для упрощенного доступа

Родственники Аслана Масхадова, захваченные два месяца назад, продолжают оставаться в плену


Программу ведет Кирилл Кобрин. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.

Кирилл Кобрин: Родственники Аслана Масхадова, захваченные два месяца назад, предположительно российскими спецслужбами, продолжают оставаться в плену. На прошлой неделе Международная Хельсинская Федерация направила президенту России, в Государственную Думу и генеральному прокурору письма с требованием освободить заложников. Эти обращения не возымели никакого действия, напротив, продолжается поиск все новых родственников Аслана Масхадова.

Рассказывает мой коллега Андрей Бабицкий.

Андрей Бабицкий: Несколько месяцев назад нынешний вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров публично заявил, что готовит некий проект закона, который будет направлен в Государственную Думу и который давал бы силовым структурам право задерживать ближайших родственников тех чеченцев, которые вовлечены в боевые действия против федеральных сил. Через некоторое время с аналогичным заявлением в Государственной Думе выступил генеральный прокурор России Владимир Устинов. Никаких правовых последствий эти выступления не имели. Все более популярная в Чечне практика захвата родственников не имеет законодательного обеспечения.

Между тем, за последние месяцы ситуация приобрела катастрофический характер. Вот что говорит по этому поводу сотрудник Назрановского офиса общества "Мемориал" Усам Байсаев.

Усам Байсаев: Этот вид преступления стал преобладающим над другими видами преступлений в последние, скажем так, месяц-два, можно сказать. Хотя эти преступления совершались и задолго до этого. Наиболее известный пример - это задержание родственников Магомеда Хамбиева. А вот в последнее время о таких преступлениях до нас известия доходят чуть ли не каждый день.

Вот такой пример. В начале ноября из села Сагунты Ножай-Юртовского района сотрудники силовых структур взяли в заложники родственника Фемиарлиева Махарди. До войны он был сотрудником шариатского суда в Ножай-Юрте. И вот с требованием, чтобы он явился к сотрудникам силовых структур, были увезены его дядя 50 лет Умар, брат Харц Магомед и сын Харц Магомеда 20 лет. Их доставили в Гудермес и удерживали в течение одного месяца. На момент, когда мы писали эту информацию, еще они не были освобождены.

Андрей Бабицкий: Как сказал Усам Байсаев, одним из наиболее известных случаев стала эпопея с задержанием близких и дальних родственников масхадовского министра обороны Магомеда Хамбиева. Тогда "кадыровцы" задержали около 80 человек.

Я попросил рассказать об этом эпизоде представителя Аслана Масхадова в Европе, родного брата Магомеда Хамбиева - Умара Хамбиева.

Умар Хамбиев: Это разные люди, из разных населенных пунктов, которые имели к нам отношение. Даже женщины из нашей фамилии, которые выходили замуж за абсолютно не имеющих отношение к нашей семьей, к тейпу. Их тоже захватывали. Поэтому набралось в общей сложности больше 80 человек. Ну, это в течение двух недель происходило все. А сейчас все то же самое по отношению к Аслану Масхадову.

Андрей Бабицкий: Захват родственников Аслана Масхадова произошел в начале декабря прошлого года. Говорит сотрудник общества "Мемориал" Усам Байсаев.

Усам Байсаев: Мы информацию о похищении родственников Масхадова получили почти сразу же после этого. 4 декабря мы обладали информацией о том, что задержана его сестра. Сразу же пришла другая информация, что она на второй день освобождена. И мы как бы пропустили это мимо ушей, что задержали 8 человек, а стало это известно уже после нового года. Мы поехали по этим адресам, проверили все, а люди, кто не был задержан, они подтвердили нам все эту информацию. Мы записали все. Спросили их о том, обращались ли они в какие-либо структуры. Они честно признались, что они просто боятся обращаться к родственникам Масхадова. Они знали предположительно, куда они могут быть увезены, и в этой ситуации посчитали, что все равно на них не обратят внимание. На сегодняшний день эти люди не освобождены. 8 человек находятся неизвестно... предположительно в Центрарое, но пока что это не подтвержденная информация. Официальные структуры отказываются признать сам факт задержания.

Андрей Бабицкий: Спецслужбы продолжают поиски родственников Масхадова с целью захвата и по сей день. При этом в задержании принимают участие смешенные вооруженные группы, в которых рука об руку работают чеченцы и славяне, военнослужащие и сотрудники ФСБ.

Умар Хамбиев: Захвачены его родственники. В данном случае тактика несколько другая. Здесь в основном захвачены старики - два брата, сестра - общей сложностью где-то 8 человек. Последние события происходили в Ножай-Юртовском районе, где были захвачены родственники снохи Масхадова, жены сына. Мать тоже старая женщина, тоже была увезена. И еще из этой семьи несколько человек. Вчера я получил информацию, что в селе Надтеречной неделю назад двоюродного брата Масхадова Ахмеда... тоже забрали родственников. Но там село поднялось и защитили. Одним словом, не удалось им похитить их. И странным было то, что в данном случае уже явно узнали людей с Ханкалы, то есть среди них были и военные из Ханкалы. Здесь управляет ФСБ.

Андрей Бабицкий: По мнению Усама Байсаева, в основном в захвате родственников принимают участие и чеченские силовые структуры. И это не случайно.

Усам Байсаев: Дело в том, что это достаточно, скажем так, вызывает большой резонанс, когда берут в заложники, когда убивают родственников. Думается, что, в принципе, решили, что пусть лучше этим занимаются чеченцы из российских силовых структур. Перед Западом, перед правозащитными и другими организациями, которые будут критиковать за это, можно просто пожать плечами и сказать: "Ну, Кавказ - дикие нравы". Думаю, что исходя из этих соображений, в принципе, переложили проведение такого рода операций именно на чеченцев, на структуры, состоящие из чеченцев, не только на "кадыровцев". Этим занимаются и "имадаевцы" так называемые, и другие формирвоания.

Андрей Бабицкий: Как известно, захват родственников Магомеда Хамбиева оказался успешным. Масхадовский министр обороны вынужден был сдаться и пойти на сотрудничество с промосковскими чеченскими властями. Может ли оказаться столь же успешным захват родственников Аслана Масхадова? На этот вопрос отвечает Магомед Хамбиев.

Магомед Хамбиев: Масхадов заявил, и по тому заявлению, которое было в самом начале, когда захватили этих людей - его братьев и сестру, тогда он через нас заявил, что таким методом на него воздействовать невозможно. Таким образом, то, что предложил Устинов, генеральный прокурор России, - контрзахват родственников и участников сопротивления - это осуществляется на практике. И это яркий такой случай. Оказалось, что это сейчас действует не только в отношении Масхадова, но и других командиров, и даже у рядовых бойцов чеченского сопротивления происходит захват заложников - родителей старых. Очень много таких случаев.

Андрей Бабицкий: Использование разнообразных незаконных и преступных методов воздействия на противника давно приобрело в Чечне характер обыденного явления. Но, оказывается, арсенал подобных методов может быть расширен.

XS
SM
MD
LG