Ссылки для упрощенного доступа

Родственники милиционеров, погибших пять лет назад в Чечне, попросили Владимира Путина взять расследование под личный контроль


Программу ведет Андрей Шарый. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Вера Володина.

Андрей Шарый: Родственники милиционеров из Сергиевого Посада, погибших в Чечне в 2000 году, просят президента России Владимира Путина взять расследование трагедии под личный контроль. Авторы открытого письма считают, что расследование затягивается, и намерены 2 марта - в день пятой годовщины смерти бойцов - сложить ордена погибших на брусчатку Красной площади. Это уже не первая подобная публичная акция, которую предпринимают родственники погибших.

С подробностями корреспондент Радио Свобода в Подмосковье Вера Володина.

Вера Володина: Старший лейтенант милиции Михаил Грачев погиб 2 марта 2000 года. Он был в первой машине автоколонны Подмосковного ОМОНа, обстрелянной под Грозным. В январе этого года отец Михаила Николай Иосифович направил Орден Мужества, которым его сын был награжден посмертно, президенту России.

Николай Грачев: Мало того, что не хотят найти виновных в гибели наших родных и близких - мало этого, так еще, так сказать, государство ухудшает условия нашей жизни. Оно не хочет понять, а как мы живем, как мы вообще выживаем после этой потери. Плюс к тому, памятник моему сыну дважды оскверняли. Я не знаю, почему это происходит. Первый раз осквернили в конце сентября, перед началом второго суда. Написали, что он упал сам. А второй раз осквернили уже 17 апреля 2004 года - в день рождения моего сына, как раз в день рождения испортили этот памятник. 22 апреля должно было состояться заседание кассационной инстанции во Владикавказе. А второй раз, когда, так сказать, памятник был испачкан всякой какой-то грязью, гадостью, которую с трудом удалось убрать, да и то не до конца, вот тогда уже не скажешь, что сам себя испачкал памятник. Пришлось возбуждать уголовное дело. Но никто его не расследует, никакой информации нет.

Вера Володина: Николай Грачев заявляет, что с приговором не согласны все участники процесса, кроме государственного обвинителя. И идея вырваться из этого заколдованного круга родилась после первого решения Моздокского суда и утвердилась, когда 15 декабря суд вновь обвинил в халатности двух офицеров.

Николай Грачев: Я не хочу, чтобы были наказаны козлы отпущения, а потом все это дело похоронено. Не знаем обстоятельств гибели. А такое ощущение, что там что-то начали делать, но то ли кому-то не понравилось, то ли поняли, что это не туда, это не выгодно и так далее, и повернули. Первоначально же дело было возбуждено по статье 105 Уголовного кодекса - это "Убийство при отягчающих обстоятельствах" и так далее. И расследование шло первые полгода вот именно по этой статье. А потом, через полгода вдруг дело забрали и стали привлекать уже офицеров. Государство не хочет найти виновных. Ну кто же виноват, кто расстрелял? Где эти люди, которые стреляли? Еще одна несправедливость. Мало того, что 20 человек погибли, вот еще будет две жертвы - два невинно осужденных человека.

Вера Володина: Разочарование от несправедливого суда и потери льгот усиливают семейную трагедию. Потеря сына в рассвете лет... Красивый, высокий, умный, выпускник Энергетического института, а затем старший лейтенант милиции Михаил Грачев двух месяцев не дожил до 28 лет.

Николай Грачев: Ну как жить дальше? Дали пенсию по поводу потери кормильца 1400 рублей. И за квартиру надо платить 1400 рублей. Вот если бы я еще не шевелился бы и не пытался выжить - ну, хоть ложись и помирай. Вот почему такое отношение к родителям павшего офицера, который пошел на это задание и воевал по приказу федеральных властей?! Вот как федеральная власть относится...

Вера Володина: Обо всем этом и написал Николай Грачев в письме к Владимиру Путину.

Николай Грачев: "Господин президент, я вам возвращаю этот орден, потому что я вижу, что государство к нам относится наплевательски, пренебрежительно". Ну, и вложил в бандероль орден. Но бандероли не принимают, оказывается, в администрации президента. И курьер, который возил эту бандероль, дважды обращался - и дважды его отсылали. Это было 17 января и на следующий день, 18-го. 21 января я приехал и эту бандероль вскрыл вместе с работниками почты, достал орден, письмо и приложения, которые там были - фотографии памятника и все прочее. Я положил в конверт большой и снова послал, но уже без ордена. Меня это, конечно, очень глубоко задело, потому что бандероль - это совершенно законное, легальное почтовое отправление. То, что государственный орган отказывается принимать его, это есть нарушение Конституции, нарушение права граждан на обращение в государственные органы. Я об этом написал президенту во втором, коротеньком письме, вложил туда фотографию сына, фотографию этого ордена, и сказал, что "я все равно считаю, что я вам этот орден вернул вот по тем мотивам, которые написаны в первом письме".

Вера Володина: Вслед за Николаем Грачевым так же намерены поступить родственники и других погибших в тот же день милиционеров. В коллективном письме к президенту России они заявили, что выложат посмертные награды на брусчатку Кремля 2 марта этого года.

XS
SM
MD
LG