Ссылки для упрощенного доступа

В России вышла книга о Михаиле Барышникове


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Ткачук.

Полина Ольденбург: Впервые в России вышла книга о выдающемся танцовщике и артисте Михаиле Барышникове. Автор выпущенного издательством "АСТ-Пресс" фотоальбома "Я выбрал свою судьбу" - известный балетный критик и фотограф Нина Аловерт. Она специально прилетела из США в Москву, чтобы представить это издание.

Татьяна Ткачук: Снимать балет - значит, уметь запечатлевать мгновения в движении. Это дело, требующее не только сверхпрофессионализма и дара предвидения (танцовщик же не будет стоять на месте и ждать, пока фотограф настроит объектив), но и понимания, что такое балет вообще, изнутри. Нина Аловерт, начавшая снимать из зала на стыке 50-х и 60-х годов, обладает обоими этими качествами. "Для меня съемка - это когда я попадаю в сферу чужого творчества, - сказала Нина однажды. - Если не попадаю - ничего не происходит". В случае с Барышниковым Аловерт попала раз и навсегда. Больше, чем она, Михаила не снимал никто.

Почему же Нина приняла решение переиздать в России книгу, вышедшую 20 лет назад в Америке, дополнив ее главой о том, как сложилась судьба Михаила за границей.

Нина Аловерт: Мне позвонил один очень известный поэт московский, и он мне говорит: "Как ты думаешь, Барышников понимал, что он не будет танцевать как другие западные звезды?" Я взвилась под потолок вместе с фотоаппаратом и говорю: "Да это западные звезды никогда не будут танцевать как танцевал Михаил Барышников!" И тут я поняла: забвение зашло слишком далеко. На самом деле нет книг о Мише в России, а я-то считаю, что это самый великий танцовщик из всех, кого я видела в своей жизни (я не видела только Нежинского). И я поняла, что это безобразие и так быть дальше не должно.

Так сложилось, что я видела Мишу с выпускного спектакля хореографического училища. Выскакивает мальчик - и как я взяла аппарат, как я за него схватилась, так я его и не выпускала много лет. Он был уже готовый артист, и в нем был такой запал какой-то невероятной творческой энергии сразу. Даже дело не в том, как он прыгал, в конце концов. Дело не в том, как он безукоризненно вертелся, потому что у него безукоризненная от природы координация. Просто в нем было нечто необыкновенное. И вот я начала его снимать, и снимала до последнего его спектакля в России. А потом, когда я сама приехала в Америку, я старалась снять то, что не снимают другие фотографы. Я, скажем, поехала дважды за ним в Париж, на "Пиковую Даму" Ролана Пети, делала съемку "Кармен".

Татьяна Ткачук: Барышников эмигрировал в 1974 году. Аловерт уехала из России в 1977 году и вывезла весь архив, справедливо полагая, что просто обязана его спасти. Итак, эта книга о жизни и любви, балете и эмиграции и о большом танцоре наконец появилась в России. Понадобился всего 31 год после того, как Барышников отсюда уехал.

XS
SM
MD
LG