Ссылки для упрощенного доступа

Голландские традиции встречи нового года


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.

Никита Татарский: В Нидерландах существуют свои оригинальные обычаи проводов старого и встречи нового года, но во многом они напоминают российские, в частности, речь идет о привычке обязательно смотреть телевизор вечером 31 января. Что или кто именно приковывает внимание телезрителей в Амстердаме в новогоднюю ночь?

Софья Корниенко: (Звучит отрывок из новогоднего концерта Щака Брала) Это не старинная новогодняя песня. «Все, нам пора, хорошего начала нового года желает вам Щак!», - так закончилось 31-го декабря прошлого года выступление эстрадного артиста и писателя Щака Брала. Так закончился год 2004. Каждый голландский год, вернее, его последние полтора часа увенчаны авторским сольным концертом одного из многочисленной плеяды нидерландских и фламандских юмористических авторов. Точнее, конферансье или кабаретье, как их здесь называют. Голландцев, в отличие от россиян, не терзают каждодневными телетрансляциями поиссякших на тонкие остроты отечественных юмористов. Каждое появление кабаретье на экране - целое событие, а новогодний концерт - Oudejaarsconference («Конферанс старого года») - событие вдвойне. Славное имя автора, удостоенного чести «объявить уходящий год закрытым», и название его нового произведения сообщаются заранее, за месяцы до Нового года. Ведь роль кабаретье сакральна, он - и поэт, и пророк, и шут. Все кабаретье славятся прежде всего своими текстами, в которые драгоценным жемчугом вкраплена блестящая поэзия. Многие кабаретье являются постоянными авторами аналитических колонок в газетах и журналах. Однако текст своего выступления кабаретье всегда читают наизусть. Они поют, сменяют костюмы и музыкальные инструменты, стоят на голове и ползают по сцене на четвереньках. В новогоднюю ночь вместе с ними плачет и смеется вся страна: над ушедшими в этот год людьми, над принятыми законами, над собственными страхами.

Щак Брал: Первого января мы должны решить, что можно перетащить из старого года в новый. Хороший был год или катастрофа? Катастрофа! Катастрофа! Ужасный был год. Произошли ужасные события. И сегодня вечером мы будем говорить только об этом. Ничего не могу поделать, но мои новогодние концерты являются отражениями действительности. Террор, страх, смерть, шантаж, угрозы. Вот Вам угрожали в этом году? А Вам?

Софья Корниенко: С ножом в вытянутой руке вопрошал Щак Брал сидящих в первом ряду зрителей. На сцену, «украшенную» декорациями из деревянных гробов, он вышел в элегантном, отделанном шелком бронежилете. В этом году 31 декабря в половине одиннадцатого вечера на экранах телевизоров и компьютеров появится легендарный старый кабаретье Юп ван эт Хэк. Известно, что его выступление будет назваться Het zelfmoordcommando («Команда к самоубийству»).

Столь эмоционально-интеллектуальное начало нового года требует разрядки, и разрядки ждать не приходится. Говорят, что в двенадцать часов в Голландии начинают звонить все колокольни. Не знаю, не слышала. Ведь начиная с двенадцати, грохот на улице стоит такой, что, кажется, каждый житель королевства обзавелся несколькими петардами. По статистике - каждый третий. Эта традиция - замечательный пример голландской полиэтничности. В Амстердаме густая толпа сначала долго и чинно ожидает полуночи на центральной площади Дам, вслух отсчитывает последние секунды, и вот небо над площадью взрывается разноцветными огненными фонтанами, согласно последним разработкам европейской технической мысли. Но затем нужно успеть перебежать в район красных фонарей, в его китайский квартал. Здесь, на площади Нювемаркт китайцы не ждут традиционного китайского Нового года, и площадь растворяется под градом ярко красного фейерверка. Красный цвет для китайцев - символ удачи. Проститутки в красных окнах, рвущиеся под ногами петарды и многоязыкая толпа – кажется, что рушится все, в этом огне взрываюсь и сгораю и я сама, только чтобы тихим утром первого января возродиться вновь.

Улицы будут уже прибраны. Утром первого января на них будут одиноко потрескивать умирающие в огне елки. Оставлять елку в доме в новом году - дурная примета. Их поджигают по одной прямо рядом со своим подъездом и машиной. Чтобы к полудню - если хватит решимости по-настоящему начать жизнь заново - быть уже на пляже города Схейвенинген. В это время там проводится Nieuwjaarsduik - «ежегодное новогоднее заныривание» в ледяной воде Северного Моря.

Щак Брал (поет): Несмотря ни на что, я хочу сказать, что год прошел слишком быстро, и пусть не так, как ожидалось, а я все равно надеюсь, что все переменится к лучшему.

XS
SM
MD
LG