Ссылки для упрощенного доступа

Руководство НБП уверено, что массовая драка была организована пропрезидентским молодежным движением "Наши"


Кирилл Кобрин: В Москве отпущены задержанные вчера зачинщики массовой драки на Автозаводской улице, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на столичное ГУВД. Напомню, вчера вечером люди в масках напали на активистов Национал-большевистской партии и других леворадикальных движений. И, хотя милиция не называет число задержанных и их имена, руководство НБП уверено, что нападение организовало пропрезидентское молодежное движение "Наши". Подробности у корреспондента Радио Свобода Марьяны Торочешниковой.

Марьяна Торочешникова: Инцидент произошел возле приемной КПРФ, где активисты НБП, "Авангард красной молодежи", а также молодежного отделения "Родины" проводили совещание по подготовке марша левых сил.

Кажущаяся заинтересованность представителей правоохранительных органов в том, чтобы замять дело и еще ряд обстоятельств дали основание нацболам полагать, что нападавшими были представители пропрезидентского молодежного движения "Наши". Свидетелями драки стали и члены партии "Родина". Они также утверждают, что нападашие принадлежали к движению "Наши". Однако координатор молодежных программ "Родина" Александр Козаков пошел дальше, и сообщил, кто был инициатором драки.

Лидер "Авангарда красной молодежи" Сергей Удальцов, хоть и не может с точностью говорить о том, кто же на самом деле организовал драку, уверен, что вчерашнее нападение на представителей лево-радикальных движений - очередная акция устрашения политической оппозиции.

Сергей Удальцов: Это, конечно, не является бесспорным фактом (футболку можно специально надеть). Конечно, точных фактов нет, но по всем параметрам, особенно если вспомнить историю последних месяцев, то, естественно, первая версия, которая кажется наиболее праводоподобной для нас по косвенным причинам, что к этом имеют отношение какие-то структуры, связанные с этим движением. А кто это? Движение "Наши" может использовать и футбольных фанатов, и могут переодеты представители силовых структур такими вещами заниматься. Все может быть. У нас нет фактов, но подозревать мы можем, есть такие подозрения.

Марьяна Торочешникова: В пресс-службе "Наших" обвинение членов организации в причастности к насильственным акциям считают надуманными и беспочвенными. А лидер Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов назвал нападение на его соратников опрометчивым решением власти развязать гражданскую войну.

Эдуард Лимонов: Мы наблюдаем сегодня первые стычку уже начавшейся гражданской войны. Перепугавшись, безусловно, революций в бывших республиках Советского Союза, власть заранее сформировала контрреволюцию. Революции еще нет, а контрреволюция уже на дворе. Поэтому мы видим и поджоги книжных магазинов, левой литературы. У нас был сожжен склад с атрибутикой партийной. Нападений было очень много. Четыре мы насчитываем крупных и сотни мелких повсюду. Избиения активистов, поджидают у подъезда, поджидают в темных закоулках - это не только в Москве.

Мое такое мнение, я думаю, что это все документально будет подтверждено, что это активисты созданной государством вот этой волны грязи, криминального насилия.

Марьяна Торочешникова: Лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин не сомневается, что во вчерашнем инциденты замешены представители официальной власти. Считает, что таким образом руководство страны провоцирует оппозицию на неадекватные ответные действия.

Дмитрий Рогозин: Это мерзость, на самом деле, то что происходит сейчас, когда вдруг это все еще заканчивается побоями с помощью бит молодых левых представителей политических партий, то я задаю себе вопрос - что мы должны в этой ситуации делать? Например, я. Что я сейчас должен собрать сегодня же? Собрать актив молодежной организации, закупить им биты, дать бронежилеты, создать какие-то вооруженные подразделения, боевое крыло? Они нас на это толкают?

Мы должны проанализировать - почему власть сегодня не хочет вести диалог с оппозицией в рамках естественного, нормального, спокойного, стабильного политического процесса. Почему она готовится сегодня к тому, чтобы проливать кровь пока малыми дозами, но там, я думаю, что шаг влево, шаг вправо уже приведет к тому, что эта кровь будет в традициях нашей Москвы, которая 12 лет назад переживала даже расстрел парламента. Эта кровь будет в гораздо больших размерах. Мы этого не хотим. Мы сделаем все, чтобы этого не было.

Марьяна Торочешникова: Избиение активистов НБП стало дополнительным стимулом для объединения оппозиции. Говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Михаил Делягин: Нет более яркого примера солидарности, чем представитель НБП, получивший тяжкие телесные повреждения, защищая от погромщиков горком КПРФ.

Марьяна Торочешникова: Сегодня, выступая на научно-практической конференции в Москве, Эдуард Лимонов предложил создать оперативный штаб из представителей различных оппозиционных партий для координации действий оппозиции. В НБП уже заявили о своем намерении добиваться возбуждения уголовного дела по факту потасовки. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов направил телеграммы Генеральному прокурору России Владимиру Устинову и главе Министерства внутренних дел Рашиду Нургалиеву с требованием провести всестороннее расследование, совершенного накануне в Москве нападения на активистов левых молодежных движений.

Андрей Шарый: Как выглядят драматические события в Москве в контексте европейской политической истории ХХ века. Немецкий журнал "Шпигель" вышел недавно с портретом Карла Маркса на обложке и с заголовком "Призрак возвращается". О том, возможны ли классовые бои на улицах современной Германии и об истории этих боев рассказ корреспондента Радио Свобода в Германии Юрия Векслера.

Юрий Векслер: В апреле этого года руководитель социал-демократов Франц Мюнтеферинг попытался снова сделать звериный капитализм противником тех, кто хочет работать. Его поддержали товарищи по партии. Например, заместитель руководителя фракции социал-демократов в парламенте Михаель Мюллер.

Михаель Мюллер: Мы должны решить, будем ли мы контингентом, который подчиняется командам с Уоллстрита или мы будем проводить свою экономическую политику, которая отвечает нашим социальным и историческим традициям.

Юрий Векслер: Но рабочий класс Германии, как и безработные, призыв ударить по капитализму не поддержали. Поэтому неудивительно, что в ответ на мой вопрос о возможных уличных боях между левыми и правыми, спикер полиции даже удивился.

Спикер полиции: Уличные бои между левыми и правыми? Да нет их у нас в настоящий момент!

Юрий Векслер: Так написана ли уже последняя страница в истории классовых битв на немецких улицах? История эта насчитывает много ярких эпизодов.

Как результат мирового экономического кризиса конца 20-х годов безработица в Германии достигла рекорда в 6 миллионов человек. Это привело к радикализации политического положения и выходу людей на улицы. Массовые драки коммунистов и национал-социалистов стали тогда пиком проявления размежевания в обществе.

Уличные баталии в Германии между сторонниками различных партий между боевыми дружинами коммунистов и национал-социалистов впервые были зафиксированы 19 марта 1927 года. Рукопашной дело не ограничилось, многие, что называется, хватались за пистолет. С обеих сторон имелось немало раненых. 1 мая 1929 года в Берлине произошли крупнейшие довоенные столкновения между коммунистами, особенно членами так называемого "Союза бойцов красного фронта" и полицией. Власти ввели тогда в двух районах чрезвычайное положение. 13 тысяч полицейских участвовали с применением огнестрельного оружия в усмирении красной толпы. Результат трех дней беспорядков - 33 убитых и более 200 раненых. События тех дней, названных "кровавым маем", дали повод руководимому социал-демократами правительству Пруссии запретить "Союз бойцов красного фронта". Последние перед приходом Гитлера к власти уличные столкновения между коммунистами и нацистами были отмечены в Германии в 1932 году.

Для послевоенной Германии более характерны столкновения леворадикальной настроенной молодежи с полицией. В конце 60-х студенческое движение протеста против попыток власти уйти от дискуссии о нацистском прошлом, против войны во Вьетнаме, против нападок на хиппи не раз выводило молодежь на улицы. На этой волне возникла в Германии левоэкстремистская террористическая организация РАФ ("Фракция Красной Армии").

Более умеренные протестующие создали в те годы организацию под названием "Внепарламентская оппозиция". Активисты этой организации устраивала разгромы в редакций консервативных газет. Своими действиями "Внепарламентская оппозиция" стремилась выражению протеста против богатых, против истеблишмента. Популярны были в этой среде и марксистские взгляды. Оппозиционеры требовали даже экспроприации богатств, хотели стать бикфордовым шнуром революции и мечтали об обществе, в котором хорошо живется всем. Но уже в 1969 году "Внепарламентская оппозиция" самораспустилась, разочаровавшись и отчаявшись разжечь пожар революции.

В последние годы столкновения на улицах характерны в основном для Берлина, где ежегодно в начале мая в ночное время бесчинствует до 100 тысяч левых радикалов, которые поджигают автомобили и намеренно ищут поводов подраться с полицией. Опасность же столкновения ультралевых и ультраправых, которая в последние годы всегда возникает в различных городах при разрешенных маршах неонацистов, как правило, предотвращается слаженными действиями хорошо оснащенной полиции. В целом можно сказать, что потенциал политически окрашенного уличного насилия идет на убыль. У уличными боями покончено, так уверено сказать не может никто.

Явно увеличивающийся в последнее время в Германии разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными, вообще появление бедности как таковой создали уже почву для появления новой левой партии. Партия намерена цивилизовано бороться за права бедных в парламенте. Но кто знает в этом мире, где кончается массовое терпение.

XS
SM
MD
LG