Ссылки для упрощенного доступа

Грузинский министр выступил с резкими обвинениями в адрес России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Карэн Агамиров и Георгий Кобаладзе.

Андрей Шарый: Сегодня грузинский министр Георгий Хаиндрава, находящийся в Москве для переговоров, выступил с резкими обвинениями в адрес России. По словам министра по урегулированию конфликтов, российская сторона не выполняет правила миротворческой миссии в Южной Осетии. Хаиндрава заявил, что на базе российских миротворцев в Цхинвали готовят боевиков, которые затем уходят в горы. В свою очередь, президент Абхазии Сергей Багапш назвал эти обвинения абсурдными и подчеркнул, что у непризнанной республики достаточно сил и средств для поддержания своей армии в надлежащем состоянии.

Тем временем в Грузии не исключают, что статус российских миротворцев в Южной Осетии может быть пересмотрен.

Карэн Агамиров: Причиной обострения конфликта вокруг присутствия российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии, - рассказывает наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе.

Георгий Кобаладзе: Непосредственной причиной или поводом для взрыва эмоций в Тбилиси относительно статуса и функций российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии стали события в Цхинвали 20 сентября, в которых, кстати, активно участвовал лидер другой непризнанной республики - Абхазии - Сергей Багапш. В этот день в столице Южной Осетии состоялся военный парад.

Карэн Агамиров: Парад закончился плачевно.

Георгий Кобаладзе: Неизвестные обстреляли столицу Южной Осетии из крупнокалиберных минометов, в результате чего 9 человек, в том числе дети, получили ранения. Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, который находился недалеко от Цхинвали и угрожал арестовать президентов Южной Осетии и Абхазии, высказал уверенность, что обстрел Цхинвали - провокация российских миротворцев. А председатель парламента Нино Бурджанадзе упрекнула командование миротворцев в том, что голубые каски, несмотря на требования мандата и все ранее достигнутые договоренности, допустили передвижение по Южной Осетии военной техники осетинских формирований. Эти формирования в Тбилиси считают незаконными.

Карэн Агамиров: И парламент Грузии включил сегодня в повестку дня вопрос о выводе из Абхазии и Южной Осетии российских миротворцев. Однако свое веское слово сказал президент Грузии Михаил Саакашвили.

Георгий Кобаладзе: После переговоров с президентом Финляндии, которая от имени Европейского Союза высказалась за исключительно мирное урегулирование всех конфликтов, Михаил Саакашвили сказал, что Грузия нуждается в длительном периоде стабильности, а не в новых конфликтах и дестабилизации.

Карэн Агамиров: В результате парламент Грузии принял компромиссное решение.

Георгий Кобаладзе: Согласно постановлению, вопрос о выводе из Южной Осетии российских миротворцев будет обсуждаться 1 февраля, если к тому времени в ситуации не будет заметных улучшений. А вопрос о выводе "голубых касок" из Абхазии - 15 июля, если, опять-таки, к тому времени исполнительная власть Грузии доложит парламенту, что в вопросе мирного и справедливого урегулирования грузино-абхазского конфликта при посредничестве России нет никакого прогресса.

Карэн Агамиров: Вчера в Москву для переговоров прибыл государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава.

Георгий Хаиндрава: Вы знаете, что после 20-го сентября ситуация по Цхинвали зашла в тупик практически. В Грузии раздаются голоса по поводу приостановления миротворческой операции в Цхинвальском регионе. Мы очень остро поставили вопрос работы Смешанной Контрольной комиссии. За два года, с тех пор как новая власть Грузии ведет переговоры по вопросам урегулирования конфликтов в Цхинвали, несмотря на 15 протоколов, подписанных на заседаниях Смешанной Контрольной комиссии, на деле мы имеем абсолютно обратные результаты. Во всех этих 15 протоколах и соглашении главным пунктом идет демилитаризация региона - в результате мы получили невиданную степень милитаризации, практически цхинвальский регион превращен в "железный кулак". И 20 сентября, как логическое завершение этого процесса, была демонстрация грубейшего нарушения существующих договоренностей.

Карэн Агамиров: Переговоры, проинформировал прессу государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов, ни к чему не привели.

Георгий Хаиндрава: Ответы, которые мы получали, это ответы, - которые, так сказать, не несут в себе никаких реальных фактов... Скажем, на вопрос, откуда российская техника, тяжелая военная техника новейшая, БТР-70, скажем, попала на территорию Цхинвали, нам сказали, что это еще со времен конфликта, который был 14 лет тому назад, что абсолютно несерьезно.

Карэн Агамиров: После встречи с российскими и зарубежными журналистами Георгий Хаиндрава зашел в Московское бюро Радио Свобода и принял участие в программе «Лицом к Лицу». Вот небольшая выдержка из беседы с ним.

Михаил Соколов: Президент Грузии Георгий Саакашвили считает, что существуют элементы аннексии со стороны России территории в зонах конфликтов - это Абхазия и Южная Осетия. Это ваша официальная позиция? И где ее доказательства?

Георгий Хаиндрава: Поскольку об этом заявляет президент с трибуны ООН, на юбилейной сессия, то, видимо, это можно считать официальной позицией Грузии. Доказательства - это военное присутствие российское, в зонах конфликта, и, что самое главное, практически полностью руководство и в Сухуми и в Цхинвали укомплектовано официальными чиновниками и представителями спецслужб из России. Так что мы считаем, что если еще к этому добавить, присовокупить, что в обеих республиках не существует обучения на родном языке и доминирует русский язык, и обе республики на дотациях России находятся, то я думаю, что ничего другого не подразумевает под собой слово "аннексия".

Главный вопрос, который нас интересовал, с которым мы сюда приехали, это - собирается ли Россия реально реализовывать и исполнять те обязанности, которые она сама взяла на себя? Я имею в виду роль медиатора и гаранта исполнения соглашений и договоренностей, и насколько это реально. Потому что то, что мы видим сейчас, - практически за спиной, так сказать, за ширмой миротворческого процесса идет милитаризация регионов. Практически все население Абхазии и Цхинвальского региона от 16 до 60 лет поставлено под ружье, практически их готовят как "пушечное мясо" и направляют на нас. Поэтому я думаю, что эти вопросы реально стоят сегодня в повестке дня, и без ответов на эти вопросы я не думаю, что у нас будет перспектива взаимодействия в Цхинвальском регионе и в Абхазии.

Карэн Агамиров: Обострение конфликта вокруг присутствия российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии.

XS
SM
MD
LG