Ссылки для упрощенного доступа

Испанцы во Второй мировой войне


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.

Никита Татарский: Официально Испания оставалась в стороне от событий Второй мировой войны. Неофициально - испанцы приняли в ней самое активное участие.

Виктор Черецкий: Диктатор Франко послал на Восточный фронт на подмогу Гитлеру так называемую «голубую дивизию». Не обошла война стороной и испанских антифашистов, которые после поражения Республики в ходе гражданской войны тридцатых годов оказались за пределами своей родины, в том числе в Советском Союзе. В первые дни войны они обратились с просьбой направить их на фронт. Последовал категорический отказ. Говорят, что против участия испанцев в войне выступил сам Сталин, заявив, что «испанские товарищи нам понадобятся еще для революции в Испании». Между тем, в бой рвались даже испанские подростки, вывезенные в СССР во время гражданской войны. Получив отказ в военкомате, они часто бросали школу и шли работать, поскольку считали, что таким образом будут хоть чем-то полезны своей новой родине. Вспоминает Адольфо Гонсалес...

Адольфо Гонсалес: Я тогда, после Сталинграда, один год не учился - был директором бани в Чишмах, в Уфе, Башкирии. Это был 42-ой год. Мне было 13 лет... (смеется) так что я с детства на руководящей работе....

Виктор Черецкий: В конце концов испанцы добились своего. Помог Хрущев, который считал, что с революцией в Испании можно подождать, а имеющие военный опыт люди могут очень пригодиться в Красной Армии. Так, сотни испанцев оказалось в «инженерном» подразделении, которым командовал полковник Илья Старинов, известный специалист в области минной войны, теоретик и практик партизанского движения.

В миссию группы Старинова входила организация диверсий в тылу врага и обучение партизан. Испанцы с энтузиазмом включились в эту работу. До такой степени, что спустя много лет, уже в период перестройки, когда история во многом переосмысливалась, Старинов напишет в своих мемуарах, что испанцы «внесли исторический вклад в становление партизанского движения» в первые месяцы войны.

Испанцев забрасывали в глубокий тыл врага: то в один, то в другой партизанский отряд - в Белоруссию, под Ленинград, на Кубань, в Крым и в Брянские леса. Вместе со своими учениками инструкторы-испанцы пускали под откос составы, взрывали мосты, нападали на автоколонны.

Лейтенант Хуан Антонио Рамирес Рейес, уроженец Хаена, был направлен на несколько недель на Украину в отряд партизанского командира Попудренко для обучения бойцов минному делу. Своевольному «батьке» настолько понравился «испанский хлопец», что он силой оставил его у себя в отряде и назначил командиром своей разведки.

Интересна и судьба летчика Альфонсо Гарсия Мартина, уроженца Сеговии. В одном из боев под Мадридом в годы гражданской войны в Испании жизнь Альфонсо спас советский пилот Александр Герасимов. За спасение испанца он заплатил собственной жизнью. Приехав в Советский Союз, Альфонсо принял гражданство, имя, фамилию и даже отчество своего погибшего товарища. В России майор Гарсия-Герасимов воевал как герой. Он особо отличился на Курской дуге. Его подвиги были отмечены шестью боевыми орденами.

Как мы уже сказали, многие испанцы трудились в тылу, даже в колхозах. Говорит Кармен Мартинес...

Кармен Мартинес: Мы учились, кажется, в 9-м классе. Это было зимой. И вот видим по дороге у одного дома большой плакат, что нуждаются в трактористах. Не знаю, но у всех нас появилось чувство, что мы должны помочь родине. Бросили учебу и начали ходить на эти скоростные курсы трактористов. Мы учили трактор лучше, чем уроки, веселее - знали до последней гайки и контр-гайки. Потом нас распределили по колхозам и нам достался трактор У-2. Я маленького роста. Метр 45 или 46 - представьте себе. Я садилась за руль, но не доставала до педалей. Чтобы нажимать на педали я должны была одной курой держаться за руль, а другой - за колонку руля, чтобы я могла доставать до педалей.

Виктор Черецкий: Удивительна степень доверия, которым пользовались у советского командования испанцы в годы войны. К примеру, сопровождать самолет Сталина на Тегеранскую конференцию 43-го года было поручено эскадрильи истребителей капитана-испанца Хосе-Мария Браво.

Охранять подступы к Кремлю тревожной осенью 41-го года тоже поручили испанцам. В качестве казармы испанской роте предоставили Дом Союзов.

В годы войны в Красной Армии находилось 700 испанцев, погибло более 300 человек.

XS
SM
MD
LG