Ссылки для упрощенного доступа

22 июня - день памяти и скорби о жертвах войны


Дмитрий Морозов: 22 июня 1941 года - день начала Великой Отечественной войны, день памяти и скорби о жертвах войны, его отмечают сегодня в России. Несмотря на десятилетия, прошедшие с этого дня, многие говорят о том, что история войны до сих пор не написана, во многом благодаря тому, что многие материалы были и остаются засекреченными.

21 июня в Петербургском Европейском университете был представлен проект "Архив большого дома".

Дмитрий Казнин: Проект "Архив большого дома" рассчитан на несколько лет, в нем участвуют ученые из Европейского университета и специалисты из архива ФСБ. Архив "Большого дома" - это серия книг, первая из которых, "План Д", была представлена в Европейском университете.

План «Д» появился в самом начале Великой Отечественной войны, во время беспорядочного отступления частей Красного армии после сталинского постановления о том, что ничего из материальных ценностей, представляющих стратегическое значение, не должно достаться врагу. По этому плану, в случае угрозы взятия немцами Ленинграда, должны были быть уничтожены заводы, фабрики, сырьевые запасы, находящиеся в городе. Понятно, что этот план был строжайше засекречен. Быть может, поэтому вокруг него возникло много мифов. Говорит начальник управления архива управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области Станислав Бернив.

Станислав Бернив: Это совершенно секретные материалы, которые недавно рассекретили. Маленькая подробности, допустим, в 1998 году вышла газета "Известия", в которой была скандальная статья, в которой говорилось о том, что согласно плану "Д" город Ленинград при приведении этого плана в действие мог бы погрузиться на дно Финского залива. Это сказки, поэтому несколько дней спустя газета "Санкт-Петербургские ведомости" выпустила статью с опровержением этого.

Дело в том, что документов никто не видел, поэтому всякие сказки ходят, небылицы, что город бы взлетел на воздух, что были заминированы дворцы и музеи. На самом деле ни один памятник, ни один музей заминирован не был.

Здесь описывается, в документах, что люди должны были выводиться с заводов, чтобы они, соответственно, не пострадали. Это было одним из условий.

Дмитрий Казнин: Книга "План Д" - это сборник, документов приказов, докладных записок и результатов обследования предприятий Ленинграда, проведенного бригадой НКВД. Из материалов видно, как сложно было осуществить план "Д". Из-за секретности не было договоренностей между руководством предприятий, не хватало взрывчатых веществ и подрывников. Надо было так же предусмотреть, как пресекать попытки рабочих спасти свои предприятия.

Из докладных записок видно, что секретность от населения сохранить удалось, но немецкой разведке о плане "Д" было известно. Книга содержит уникальные сведения о состоянии военно-промышленного комплекса блокадного Ленинграда.

Дмитрий Морозов: 64 года назад одной из первых приняла удар фашистской Германии Белоруссия. Как оценивают те события в современной Белоруссии, потерявшей за годы войны каждого четвертого жителя республики, об этом Игорь Карней.

Игорь Карней, Минск: Два года подряд в Белоруссии широко отмечались юбилейные мероприятия, ознаменовавшие для белорусов окончание Великой Отечественной войны. 3 июля прошлого года праздновали 60-летие освобождения Белоруссии, 9 мая года нынешнего общую победу советского народа. Сегодняшний день памяти защитников отечества пройдет достаточно скромно и без государственного размаха. Впрочем, одно нерядовое мероприятие внимание на себя обращает.

В 20 километрах от Минска Министерство обороны и фонд "Память Афгана" откроют один из участков так называемой "линии Сталина". Здесь уже выставлены образцы военной техники, по периметру территория ограждена танковыми ежами.

Реанимация "линии Сталина" вызвала немало споров среди белорусской общественности. Многим кажется искусственной привязка объекта ко Второй мировой войне, поскольку оборонительные районы в середине 30-х годов и после присоединения западных областей Украины и Белоруссии к СССР были законсервированы. Однако представитель фонда "Память Афгана" Александр Базарнов уверен, что туристы на "линию Сталина" обязательно потянутся.

Александр Базаров: Это действительно будет комплекс, который будет постоянно действующий. То есть человек волен пойти, посмотреть, если для него достаточно, пожалуйста, не будем настаивать. Но если человек более полную хочет информацию получить, то имеет право, чтобы был экскурсовод, чтобы его ознакомил.

Планируется сделать конференц-зал какой-то, чтобы можно было проводить какие-то конференции и крутить хотя бы какую-то хронику.

Игорь Карней: А вот с памятником советскому военачальнику Георгию Жукову, похоже, ничего так и не получилось. Ветеранские организации Белоруссии несколько лет собирали средства на строительство памятника маршалу, а городские власти уже было выделили место под конную скульптуру Жукову в самом центре Минска. Однако неожиданно для ветеранов минский городской исполком отменил свое решение и сейчас руководство Международного общественного фонда имени маршала Жукова ищет для памятника новую площадку. Рассказывает руководитель фонда Дмитрий Синько.

Дмитрий Синько: Власти отбили этот вопрос. Мы обратились в Министерство обороны поставить на территории военной академии. Денег на памятник не хватает, мы решили перейти на бюст, на бюст у нас денег хватает. Пришла директива от президента никаких спонсорских, поэтому получилось, что у нас денег нет на памятник.

Игорь Карней: Впрочем, 22 июня для белорусской общественности не только возможность проанализировать победы и поражения времен Второй мировой войны, но и повод вспомнить конкретных людей, которые не были на той войне посторонними наблюдателями.

В этот день два года назад не стало писателя-фронтовика Василя Быкова. Последние годы жизни Быков провел на чужбине, в Финляндии, Германии, Чехии. На родине власти воспринимали писателя исключительно со смысловой приставкой "оппозиционер", что не давало возможности не только цивилизованного существования, но и права на труд.

Дмитрий Морозов: Сегодня, 22 июня, активисты Международного молодежного правозащитного движения предлагают всем ровно в 22 часа на пять минут выключить свет, музыку, развлекательные телевизионные программы в знак памяти и скорби обо всех погибших в Великой Отечественной войне.

Как заявил в интервью Радио Свобода один из руководителей молодежного движения Андрей Юров, организаторы акции намерены в том числе привлечь внимание к проблеме неонацизма в обществе.

Андрей Юров: Впервые большая такая акция прошла в 2002 году, причем не только в России, была еще Украина, Беларусь, Молдова. Несмотря на ту трагедия, которую наши народы пережили, и то, что, действительно, наверное, нет ни одной семьи, где не было бы пострадавших от фашизма, сейчас фашизм снова набирает обороты. Можно и нужно напомнить как молодым людям, так и не очень молодым, о том, что тогда было. Этому нужно, безусловно, противостоять и тем более в наших странах.

Мы последние 3-4 года проводили примерно в 20 городах СНГ акции и пытались установить связь молодых антифашистов с ветеранами и напомнить ветеранам, что все-таки они выступали не просто защитниками своей страны, но и защитниками человечества от фашизма. И надо сказать, что ветераны очень хорошо к этому относились. Безусловно, нужно вспомнить всех, кто погиб. И если кто-то из родственников, знакомых, близких жив, то, может быть, в этот день проявить какое-то чувство, позвонить, зайти, сказать, что мы еще помним, что действительно было очень важно защитить страну в тот момент и не важно, кто тогда был у нас у власти, что у нас был за режим. В конце концов, эти люди защищали свой народ, свою страну и в первую очередь своих родных и близких, а отнюдь не сталинский Советский Союз.

С другой стороны, я думаю, что день начала такой страшной войны можно сравнить только с тотальной катастрофой еврейского народа во время Второй мировой войны. Мне кажется, что это очень хороший повод вообще задуматься о том, как не допустить новой трагедии, причем трагедии двойной - трагедии глобальной войны и трагедии нацизма, потому что именно нацистские режимы или фашистские, если говорить про Италию, развязали эту войну. И сейчас в любом случае трудно говорить, конечно, о том, что современные русские фашисты развяжут Третью мировую, то, в принципе, такая угроза есть, я имею в виду угрозу в мире. Экстремистские, нацистские силы могут, по крайней мере, вызвать всплеск насилия. И, наверное, если мы действительно считаем, что те люди, кто тогда погиб, не зря отдали жизнь, тогда мы должны все-таки не допустить того, чтобы на нашей земле снова ходили люди со свастиками.

Что касается формы, за последние годы стало понятно, что любые массовые акции символического характера имеют смысл, если они простые: выключить свет на пять минут, повязать ленточку, уже в самом крайнем случае куда-то позвонить и послать какое-то письмо. Все-таки надеемся, что пускай не сотни тысяч, но несколько тысяч людей в нескольких странах это сделают, но это уже много.

Дмитрий Морозов: В Испании, которая формально не участвовала во Второй мировой войне, представления о ней сложились самые невероятные, ну а молодое поколение вообще понятия не имеет о событиях тех времен.

Виктор Черецкий, Мадрид: По данным проведенного не так давно опроса, многие молодые испанцы искренне считают, что их страна в войне все же участвовала, причем на стороне Соединенных Штатов, которые, по неизвестно откуда взявшейся версии, воевали с Германией и Россией одновременно. Россия, при этом, в представлении испанцев, была союзницей нацистов.

О том, что на самом деле с Гитлером водила дружбу франкистская Испания и помогала ему, чем могла, говорить здесь как-то не принято. Ну а о подлинной роли России в войне знают немногие. Это, в первую очередь, люди, находившиеся в свое время в оппозиции к франкистскому режиму. Говорит пенсионер Хуан Антонио Миранда.

Хуан Антонио Миранда: Нынешняя молодежь ничего не знает о войне. Ну а мы собирали сведения о ней буквально по крупицам. Для нас победа союзников была и нашей победой, победой над фашистским мракобесием. Мы восхищались Россией.

Виктор Черецкий: Между тем, в испанских городах и поселках до сих пор сотни улиц и площадей названы именем "героев" так называемой "голубой дивизии", той самой, что диктатор Франко послал на Волховский фронт. Любопытно, что имена самого Франко и его генералов со многих испанских улиц исчезли, а вот название "голубой дивизии" так и осталось в наследство от диктатуры. Впрочем, как убеждены многие испанцы, их военные ничего плохого в России не делали. Они лишь оказывали россиянам, жертвам большевизма, - и об этом говорится на полном серьезе, - гуманитарную помощь. Тот факт, что военная авантюра в России обошлась Испании довольно дорого, никогда не афишировался.

И речь идет не только о том, что треть "голубой дивизии" осталась навсегда в новгородской земле. В начале 50-х годов испанское правительство попросило вернуть золотой запас, который в 30-е годы, во время гражданской войны в Испании, был вывезен в Советский Союз на временное хранение. В ответ сталинские дипломаты выставили франкистам счет за нанесенный "голубой дивизией" материальный ущерб. Сумма в два раза превышала размер золотого запаса. А посему, вопрос о нем больше не возникал. Испанское золото так и осталось в России.

Впрочем, во времена Второй мировой войны воевала не только "голубая дивизия". Почти на всех фронтах этой войны, включая Восточный, сражались испанские антифашисты. В Советском Союзе на победу работали несколько тысяч испанцев-иммигрантов, более 700 человек принимали непосредственное участие в боевых действиях. Активно боролись испанцы в рядах французского Сопротивления. Они воевали даже в рядах польской армии. Многим довелось отсидеть в нацистских концлагерях. У всех этих ветеранов-антифашистов отношение к прошлому однозначное: они прекрасно знают, кто и за что воевал в минувшей войне. Бытующая в Испании идея о том, что прошлое лучше всего забыть, для них неприемлема.

Между тем, многие испанцы исповедуют идею терпимого отношения к нацистам. Они даже считают, что идеология нацизма имеет право на жизнь, как и любая иная. Говорит мадридский политолог Хайме Бальестерос.

Хайме Бальестерос: В Испании нацизм никогда не осуждался на государственном уровне. Что вы хотите, испанский парламент до сих не осудил даже собственную кровавую диктатуру, возникшую в результате фашистского мятежа 1936-го года. Диктатура, продержавшаяся у власти почти 40 лет, смогла внушить большинству людей, пользуясь их невежеством, что Вторая мировая война была некой "разборкой", где не было ни правых, ни виноватых, а миллионы загубленных нацистами жизней - это выдумки масонов и анархистов. Так что в Испании до сих пор официально не прозвучала ни моральная, ни политическая оценка нацизма.

Виктор Черецкий: В рамках общей концепции "не бередить прошлое" - ведь позиции сторонников бывшей диктатуры еще слишком сильны в Испании - было отмечено испанцами и 60-летие победы. Премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро, отец которого преследовался при диктатуре, а дед-республиканец был расстрелян франкистами, предпочел чествовать ветеранов-антифашистов в Маутхаузене, а затем в Москве.

Родригес Сапатеро: Весь мир отдает должное народу России за вклад в победу. Сейчас мы живем в мире и верим, что война и массовые убийства людей никогда не повторятся.

Виктор Черецкий: К сожалению, эти слова были произнесены в дни юбилея в Москве, а не в Мадриде, и они вряд ли повлияли на безразличное отношение испанцев к событиям Второй мировой войны.

Юрий Векслер, Берлин: В Германии акцент в теме войны делается на разгроме гитлеровского режима. Российско-немецкий музей, располагающийся в здании, где была подписана капитуляция гитлеровской Германии - единственное место, где сегодня состоится лекция, приуроченная к годовщине нападения на СССР. Я же хотел бы сегодня еще раз напомнить о том, кто стал инициатором этой войны.

Архивная запись: Слово имеет Наш фюрер, рейхсканцлер Адольф Гитлер.

Юрий Векслер: Уже в самом первом выступлении в качестве канцлера Гитлер назвал одного из двух своих главных врагов.

Адольф Гитлер: Четырнадцать лет марксизма разрушили Германию. Один год большевизма уничтожил бы ее.

Юрий Векслер: На следующий день Гитлер впервые заговорил о "завоевании жизненного пространства на востоке" и о "еврейско-большевистском Советском Союзе"...

В 1936 году Гитлер поставил задачу так: "Через четыре года немецкая армия должна быть в полной боевой готовности, а немецкая экономика готовой к функционированию в условиях войны".

Фюреру нельзя отказать в последовательности - его намерения были очевидны с момента выхода в 1925 году его книги "Майн Кампф". Уже во втором абзаце мы читаем: "После того как немецкое государство включит в рамки своих границ последнего немца, лишь после, того как окажется, что такая Германия не в состоянии прокормить в достаточной мере все свое население, возникающая нужда дает народу моральное право на приобретение чужих земель. Тогда меч начинает играть роль плуга, тогда кровавые слезы войны ерошат землю, которая должна обеспечить хлеб насущный будущим поколениям".

О дне 22 июня 1941 года на интернет-странице исторического музея можно прочитать: "Открыв широким фронтом наступление от Балтийского моря до Карпат, германский рейх начал войну против очевидно не ожидавшего ее Советского Союза. Планируемое немецким руководством поражение СССР к осени 1941 года должно было вынудить Англию к компромиссному миру и создать тем самым основу для борьбы против США за мировое господство".

XS
SM
MD
LG