Ссылки для упрощенного доступа

Три года назад в результате схода ледника Колка погибли 120 человек


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.

Андрей Шарый: Сегодня исполнилось три года со дня трагедии в Северной Осетии. 20 сентября 2002 года в результате схода ледника Колка погибли около 120 человек, в том числе и съемочная группа известно режиссера и актера Сергея Бодрова-младшего. С той поры система оповещения о природных катастрофах на Северном Кавказе, о чем много говорят, так и не создана. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Северной Осетии Юрий Багров.

Юрий Багров: Картежи правительственных автомашин с утра потянулись из Владикавказа к Гизельдонскому ущелью. К 10 часам утра к мемориалу жертвам ледниковой трагедии съехалась практически вся местная политическая элита. Родные и близкие погибших три года назад приезжали к памятнику на машинах попроще.

Этот монумент поставили в ущелье два года назад. По замыслу автора, он изображает юношу, скованного ледяной глыбой. В Осетии к этому памятнику отношение неоднозначное. Многие считают, что средства было бы разумнее потратить на выплаты компенсаций семьям погибших. У Марины Дарчиевой три года назад погиб муж - актер конного театра. Он должен был участвовать в одной из массовых сцен у режиссера Сергей Бадрова-младшего. 20 сентября 2002 года более 40 актеров, в том числе и московские кинематографисты погибли подо льдом. Марина Дарчиева осталась с тремя детьми.

Марина Дарчиева: Я уверена в том, что сегодняшний день пройдет и все опять забудется до следующего года. Единственное, обидно, что на самом деле помощи никакой от государства. Сколько раз из соцобеспечения мне звонили, сколько раз они меня спрашивали: "Вам чем-то помочь, может быть, вам учебники какие-то нужны?" Я говорю, конечно, давайте, я согласна. Я не откажусь. Но всякий раз только обещания.

Юрий Багров: Вопрос, на который до сих пор ищут ответа родственники жертв ледника Колка, возможно ли было предупредить о надвигающейся катастрофе. Североосетинские специалисты из МЧС в один голос утверждают, что предугадать сход ледника было невозможно. Три года назад под ледяными глыбами и селевыми потоками погибли 125 человек. Тела 120 нашли в течение первых месяцев, остальные долгое время считались пропавшими без вести.

Ледник Колка за прошлое столетие сходил дважды. Однако масштабы катастрофы не были столь значительными. Специалисты относят ледник к числу пульсирующих, а значит особо опасных.

В Тверской суд Москвы адвокат Игорь Трунов подал иски 32 пострадавших в результате схода ледника. Родственники погибших требуют от правительств России и Северной Осетии возмещения ущерба морального и материального. Каждый истец намерен получить около 300 тысяч долларов. Адвокат пострадавших Игорь Трунов, считает, что власти должны были хотя бы поставить в ущелье щиты, предупреждающие об опасности.

Руководитель геологической службы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Северной Осетии Александр Полквой утверждает, что, имея даже самое современное оборудование, нельзя со 100-процентной гарантией предупреждать о природных катаклизмах.

Александр Полквой: Ледник Колка вылетел со своего ложа. Он не разогнался постепенно, а вылетел. С чем это связано? Специалисты, наши геологи, склонялись к тому, что все-таки на ледник Колка обрушилась большая масса висячего ледника вместе с горной породой, на которой этот висячий ледник был. 30 миллионов тонн с высоты почти километр! Вы представляете, какая это энергия?! Может быть, вот это и послужило причиной вот этого выброса ледника, а потом уже и движения вниз по долине. Наблюдение надо вести однозначно.

Насколько близко мы сможем подойти к возможности прогнозирования этих процессов, сложно сказать. Скажем, швейцарское правительство пошло на то, что оно финансирует эти работы на нашей территории. Они нам помогают закупать необходимое оборудование. Мы приближаемся к современному уровню, который возможен для ведения мониторинга окружающей среды. Причем, это будет комплексный мониторинг. За оползнями мы будем следить, и за селевыми потоками, и за гидрометеорологическими.

Юрий Багров: Швейцарские ученые уже установили в районе схода Колки метеостанцию, оснащенную современным оборудованием. За ледниками в этом ущелье ведется круглосуточное наблюдение. Задействована даже спутниковая система слежения. Но это ущелье не единственное опасное место в республике. Только в Цельском ущелье, близ границы с Грузией, три пульсирующих ледника. Владислав Болов, начальник центра "Антистихия" МЧС России, считает, что одного лишь наблюдения за ледниками с помощью самой высокоточной аппаратуры, недостаточно.

Владислав Болов: Для того чтобы прогнозировать точное место, какой именно ледник и в каких объемах произойдет, для этого нужно создавать специализированные экспедиции. Потому что без данных невозможно делать прогнозы.

Юрий Багров: Гораздо большую опасность, по сравнению с сошедшим ледником Колка, таить висячий другой ледник на склоне горы Казбек. Проблема в том, что так называемый ледяной язык находится на территории Грузии. Из-за сложных взаимоотношений двух государств, ученые не могут приступить к обследованию опасного участка.

XS
SM
MD
LG