Ссылки для упрощенного доступа

40 лет со дня проведения первого в СССР правозащитного митинга


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Олег Винокуров: Сегодня исполняется 40 лет со дня проведения первого в СССР правозащитного митинга на Пушкинской площади в Москве. Участники акции с плакатами в руках требовали гласности судопроизводства. Митинг продолжался считанные минуты, после чего милиционеры вырвали плакаты из рук митингующих, многих задержали. Некоторых людей принудительно послали в психиатрические больницы. Всех студентов исключили из комсомола и отчислили из вузов.

О событиях декабря 1965 года рассказывает организатор и участник митинга Александр Есенин-Вольпин. С ним беседовал наш корреспондент Максим Ярошевский.

Александр Есенин-Вольпин: Я вдвоем с одним ныне покойным человеком молодым Валерием Никольским решил провести в Москве митинг в защиту гласности и арестованных Сенявского и Даниэля. Надо было добиваться и соблюдения процессуальных сроков, и других норм, и доказательств того, что их произведения являются антисоветскими. Даже не в этом дело, антисоветские они или антимарсианские, но распространяются, читаются в целях подрыва или ослабления советской власти - вот это их беспокоило, должно было беспокоить. А остальное - антисоветский или нет характер - это вопрос не судопроизводства, а литературы, психологии, тут каждый имеет право на любую оценку. Назначена эта встреча была на 5 декабря. 5 декабря еще 1936 года была принята действовавшая в то время Конституция советская, именовавшаяся долгое время сталинской. Был день подтверждения постоянно нарушавшейся Конституции.

Мы решили собраться на площади Пушкина. Демонстрации, понимая под демонстрацией шествие, не планировалось. На площади Пушкина мы должны были стоять, по уговору, напротив здания газеты "Известия", потому что именно эта газета должна была публиковать сообщения, связанные с арестом.

Прихожу 5 декабря в 6 часов вечера, как условлено. Смотрю - действительно, прогуливается довольно много народу. Посмотрел на людей, которые должны были принести лозунги, - увидел. И распоряжался: вот этот лозунг сперва - "Уважайте Конституцию - Основной закон СССР!". Вообще говоря, я бы и на уважении не настаивал, только соблюдайте ее. Уважаете или нет, но соблюдайте. И второй лозунг был - "Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!".

В 6 часов надо было, но примерно в четверть седьмого это произошло. Вышли с развернутыми лозунгами, по-моему, по два человека на каждый из лозунгов. Может быть, на какой-то лозунг - по три или четыре, потому что все-таки самодеятельность. Я стоял с лозунгом "Уважайте Конституцию!" не очень долго, вряд ли минуту. Меня взяли подмышки и повели в штаб милиции. Была беседа - толчея воды в ступке: "Вы знаете, кто у нас организует демонстрации?" - "Каждый может, у нас свобода демонстраций". Были разногласия в вопросе, называть это митингом или демонстрацией, они назвали демонстрацией. По-моему, это был митинг. "Мы встречаемся, мы не ходим с места на место, не идем по площади с плакатами. Наше дело - соблюдать порядок, не ломать садовых скамеек, не бить никому физиономии, и когда власти предложат расходиться, то будем уходить. Мы сообщили, что наша цель такая-то, - в этом была наша цель, и они достигнута. Но меня задержали, как и моих друзей. То, что меня сюда привели за то, что я в День Конституции призывал к ее уважению, это, наверное, тоже не свидетельствует об уважении к Конституции. А я здесь" - так поговорили.

И, в конце концов, ничего страшного со мной не сделали из-за этой демонстрации тогда. А, с другой стороны, я довольно скоро после этого оказался в ситуации какой-то странной болезни, напоминающей ту, от которой пострадал нынешний президент Украины Ющенко. Это методы КГБ, они не всегда пулю в лоб пускают, более простые методы.

XS
SM
MD
LG