Ссылки для упрощенного доступа

Дача Сосновка-1 вернется в собственность государства уже в этом году


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Андрей Шароградский: Дача Сосновка-1 вернется в собственность государства уже в этом году. Такого мнения придерживается депутат Государственной Думы от "Единой России" Александр Хинштейн, который инициировал расследование обстоятельств приобретения экс-премьером Михаилом Касьяновым этой дачи в Подмосковье. Тему продолжит Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский: Арбитражный суд Москвы в прошлый четверг удовлетворил иск Росимущества к фирме "ВПК-Инвест", компании "Амелия", государственному предприятию по реализации военного имущества и признал недействительным аукцион по продаже дачи Сосновка-1. Также недействительным признан договор купли-продажи земельного участка. После такого решения, по мнению Александра Хинштейна, можно без сомнений говорить, что Михаил Касьянов приобрел землю в Подмосковье незаконно.



Александр Хинштейн: Касьянов не может считаться добросовестным приобретателем. Говорю это с полной ответственностью. Потому что статья 302-я Гражданского кодекса четко говорит, что "добросовестным приобретателем может быть лицо, которое не знало и не могло знать о том, что приобретает незаконно отчужденное имущество". Знал или не знал Касьянов - это вопрос лирики, а вот о том, что мог узнать - несомненно. Если в начале это комбинации находился Михаил Михайлович и на конце этой комбинации находился Михаил Михайлович, вопрос отпадает сам собой.


Кроме того, сегодня уже документально установлено, что еще в бытность премьер-министром, Касьянов приезжал на объект Сосновка-1 вместе с супругой, осматривал эти владения, мечтал и думал о том, как он будет здесь жить, и обсуждал то, как и что здесь надо перестраивать. Очевидно, что в судебном решении, которое будет принято об изъятии у Касьянова дачи, должна прозвучать такая формулировка (я ее взял из другого аналогичного судебного решения): "Покупатель должен был знать, принимая во внимание степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от участников оборота недвижимого имущества".



Максим Ярошевский: Арбитражный суд 2 февраля также отклонил требование Росимущества в части возврата в государственную собственность имущественного комплекса Сосновки-1, а это 27 строений. По последней оценке, весь комплекс стоит 41 миллион долларов (Михаил Касьянов заплатил за него 11 с половиной миллионов рублей). По мнению Хинштейна, вопрос о передаче Сосновки государству все же будет решен уже в ближайшие полгода. Помимо этого экс-премьеру, возможно, придется выплатить государству компенсацию.



Александр Хинштейн: Поскольку в разрешительной документации на снос старого дома и строительство нового Михаила Михайловича Касьянова нет, после того, как государство отберет назад этот объект, оно вправе потребовать у Михаила Михайловича Касьянова возмещения ущерба. А именно: либо Михаил Михайлович восстанавливает в первозданном виде то, что он снес, либо он оплачивает его стоимость. Я думаю, что это будет справедливо. При этом я сильно сомневаюсь, что Михаил Михайлович Касьянов в результате этого судебного и последующих судебных решений попадет на деньги, поскольку вообще возникает вопрос происхождения средств, из которых он заплатил за все. Сам Михаил Михайлович, как вы знаете, рассказывает о том, что он заработал эти деньги в течение двух месяцев, занимаясь бизнесом. Это новая форма бизнеса, позволяющая зарабатывать такие большие средства.


Тем не менее, факты говорят об обратном. А именно, что все свои покупки и приобретения (непосредственно объекта Сосновка-1), и переуступку прав аренды на землю Касьянов оплатил со своего счета в "Сбербанке". Причем, эта проплата выглядит очень интересным образом. А именно: 29 сентября 2004 года Михаил Михайлович Касьянов перечисляет в адрес фирмы "Амелия" 22 миллиона 354 тысячи рублей. А тем же утром (за 5 минут до этого) он кладет на свой счет 24 миллиона рублей. То есть я пришел, положил деньги (а это его счет, туда никто не может перевести) на счет и тут же их перекачал на другой счет.



Максим Ярошевский: Нет сомнений, что решение Арбитражного суда адвокаты Михаила Касьянова будут обжаловать. Тем не менее, у прокуратуры теперь появилась площадка для дальнейшего расследования и возбуждения уголовного дела в отношении лиц, причастных к сделке по Сосновке-1.



Александр Хинштейн: Скупой платит дважды. Если бы в этой ситуации с самого ее начала Михаил Михайлович Касьянов не хотел бы сэкономить, а действовал бы реально, купив эту дачу пусть даже за 5-10 миллионов долларов, я думаю, что никакого скандала, никакой истории бы не было. Но он хотел использовать свой административный ресурс, поживиться. Получил, собственно, то, что он получил.


Теперь несколько слов о перспективах именно уголовного дела. До решения Арбитражного суда у следствия возникали проблемы с правовой оценкой ситуации. Комбинация была придумана хитро и грамотно. Юристы "Альфа-банка" получают деньги не зря. Вот эта многоходовка, конечно, значительно затрудняет работу следствия именно с точки зрения уголовного права. Но сегодня после того, как есть решение Арбитражного суда, где четко признано, что аукцион незаконен, договор купли-продажи незаконен, аналогичное решение есть, как вы знаете, по объекту Сосновка-3, с этого момента у Генеральной прокуратуры получается очень хорошая стартовая площадка для того, чтобы активизировать свою деятельность.



Максим Ярошевский: Говорил депутат Александр Хинштейн. Сам обвиняемый, владелец дачи в Сосновке-1 на высказывания депутата не реагирует. Пресс-секретарь Михаила Касьянова Татьяна Разбаш заявила, что бывший премьер по этому поводу комментариев не дает. Сам же Касьянов еще до заседания Арбитражного суда заявил, что "никогда не совершал никаких противоправных действий: ни во время 25-летней государственной службы, ни после этого". О скандале и дальнейшем возможном будущем бывшего главы правительства размышляет эксперт московского центра Карнеги Андрей Рябов.



Андрей Рябов: Я думаю, что в российском руководстве существуют две совершенно разные позиции в отношении Михаила Касьянова. Одна в том, чтобы на всякий случай сохранить его в публичном пространстве, как возможного партнера - спаринг-партнера для президентской избирательной кампании 2008 года для кандидата от партии власти, а другая связана, я бы сказал, с минимизацией рисков. Она заключается в том, что Михаил Касьянов согласно этому подходу вообще не должен никоим образом участвовать в политическом процессе. Делать это нужно, чем быстрее, тем лучше. Поскольку окончательная судьба премьера, его политического будущего еще не решена, то, скорее всего, идет такое своеобразное перетягивание каната между сторонниками этих двух линий. Сегодня мы видели очередной демарш сторонников жесткой линии, которые добиваются исключения экс-премьера из политического процесса.



Максим Ярошевский: Какова роль Хинштейна в этом скандале?



Андрей Рябов: Я думаю, что он выступает всего лишь инструментом гораздо более серьезных сил. Его задача лишь сфокусировать проблему - некий скандал в публичном пространстве. Но осуществление этих шагов, конечно же, принимают другие люди.



Максим Ярошевский: Как вы думаете, этот скандал повлиял как-то на имидж Михаила Касьянова?



Андрей Рябов: Первый скандал, который имел место несколько месяцев назад, безусловно, снизил его социальную привлекательность для ряда электоральных групп, но чем дальше, тем больше это уже становится повторением своего рода "мыльной оперы" на тему неких финансовых проблем у экс-премьера. В этом качестве можно чего-то добиться большего в плане снижения дальнейшей привлекательности его позиций для широких слоев избирателей.



Максим Ярошевский: Есть ли возможность у Михаила Касьянова реабилитироваться, каким-то образом поднять своей рейтинг?



Андрей Рябов: Я думаю, что только реальной политической активностью. До сего момента экс-премьер вел себя скорее как высокопоставленный, высокоранжированный политический эксперт, но никак не политический деятель. Его первая попытка что-то сделать реальное на публичном поле оказалась чрезвычайно неудачной, я имею в виду скандал, возникший вокруг "Демократической партии России". Поэтому если экс-премьер предложит некую реальную программу деятельности, и сам обозначит некие реальные политические шаги по консолидации - будь то либерального фланга, будь то более широкой оппозиционной коалиции, в этом плане он, несомненно, может получить какие-то шансы. Но пока он предпочитает двигаться по уже накатанной, я бы сказал, экспертной линии.



Максим Ярошевский: Если предположить гипотетически, могло бы всплыть что-нибудь другое, какой-нибудь другой скандал, не связанный с Сосновкой-1 и с Сосновкой-3?



Андрей Рябов: Я думаю, что теоретически - конечно. Фантазии наших политтехнологов распространяются очень далеко. Видимо, при желании, наверное, что-то можно еще придумать, но, судя по всему, пока такого рода аргументов, интересных аргументов, привлекательных аргументов, которые могли бы шокировать публику, пока не найдено. Поэтому предпочитают двигаться по проторенному пути.



Максим Ярошевский: Говорил эксперт московского центра Карнеги Андрей Рябов.




XS
SM
MD
LG