Ссылки для упрощенного доступа

Переговоры албанских и сербских политиков в Вене о статусе Косова


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Айя Куге, Ян Рунов.



Андрей Шарый: В Вене начались первые прямые переговоры сербской и албанской сторон о будущем статусе Косово. Косово формально входит в состав Сербии, а фактически уже почти 6 лет находится под международным протекторатом. Более 90 процентов населения Косово албанцы, сербов там около 100 тысяч и они не возвращаются в эту свою область, поскольку считают недостаточными условия безопасности. Для этого у них есть основания.



Айя Куге: Сербско-албанские переговоры начались за плотно закрытыми дверями, при участии международных представителей. Первый их тур будет длиться полтора дня и лишь во вторник участники получат возможность сделать заявление. Каждая из делегаций состоит из восьми членов. Тема этой встречи - децентрализация Косово. Вопросы, как сообщается, пока обсуждаются лишь на техническом уровне. Стороны в начале должны представить свои платформы относительно крайне важного для будущего края вопроса децентрализации.


Сербская сторона под децентрализацией области понимает такую территориальную организацию, при которой косовские сербы получили бы свои этнически достаточно чистые районы и их местные власти самостоятельно управляли бы полицией, правосудием, определяли налоговую систему, занимались культурой, образованием, здравоохранением. И конечно, чтобы тесные связи Сербии были сохранены. Из 2 миллионов населения Косово сербов осталось чуть более 100 тысяч.


Албанцы напротив, выступают за то, чтобы реформы местного управления и самоуправления имели перспективу в независимом государстве. Один из членов их делегации на переговорах так и сказал: "Независимость приближается, и мы в этом процессе намерены играть активную роль".


Сербское руководство категорически против независимости Косово. В Белграде все озабочены тем, что международные представители уже не скрывают, на венских переговорах речь пойдет не о статусе косовских албанцев, о широкой их автономии, которую предлагает Сербия, а о статусе сербской общины, в будущем самостоятельном Косово.


Белградский независимый аналитик Душан Янич считает, что нужно подождать несколько дней, чтобы стало ясно, каким будет направление переговоров.



Душан Янич: Уже во вторник, в среду все будут удовлетворены тем, что обе стороны в конце концов сели за стол переговоров, однако я не берусь прогнозировать их успеха на длительный срок. Есть два момента, которые вызывают опасения и уже ставят под вопрос исход. Первый состоит в том, что все, в том числе и Белград, слишком сконцентрированы на будущем статусе Косово. Уже до начала переговоров этот вопрос ставится в центре внимания, а этого Совет Безопасности не желал. Ведь идея процесса была: политический статус края определить в результате разрешения конкретных, практических вопросов, где один из них - децентрализация Косово.


Вторая слабость скрывается в позиции Международной контактной группы и главного представителя ООН по переговорам Марти Ахтисаари. Неизвестно, чтобы они когда-либо публично сообщили, что является предметом переговоров о статусе Косово. Складывается впечатление что, вскоре после первой встречи сербской стороне мог бы быть выдвинут ультиматум: если хотите уступки по вопросу децентрализации - согласитесь с условной независимостью края. А последствием может быть отказ Белграда от дальнейших переговоров. С другой стороны, было бы плохо, если бы это дало повод албанцам в одностороннем порядке провозгласить независимость. После первой встречи в Вене станет известно, есть ли шанс продолжить процесс переговоров. Там впервые будет скинута завеса, и мы увидим расклад карт на столе.



Андрей Шарый: Прокомментировать перспективы переговоров о статусе Косово я прошу известного московского историка, специалиста по новейшей истории стран бывшей Югославии Сергея Романенко.


Сергей, ситуация сейчас такова, что перспектива независимости Косово представляется вполне реальной. Есть ли, на ваш взгляд, такие политические схемы, которые позволили бы более-менее удовлетворить позиции обеих сторон - и сербской, и албанской?



Сергей Романенко: Мне кажется, что на данный момент, пока переговоры только начались, говорить о сближении позиций трудно, потому что каждая сторона исходит из максималистских позиций: Сербия - Косово только в составе Сербии, косовские албанцы - это независимое Косово. Но беда в том, что, на мой взгляд, объективно сейчас в данной ситуации не существует такого хорошего решения, которое удовлетворило бы всех - и сохранение Косово в составе Сербии, и провозглашение независимости Косово. Имеет свои очень большие недостатки и, безусловно, к установлению стабильности в этом регионе это не приведет.


Еще один момент, о котором часто забывают и который надо обязательно иметь в виду. Отделение Косово может сильно ослабить Сербию, как государство, а это может привести к непредсказуемым последствиям во всем балканском регионе. Потому что ситуация в области безопасности связана как раз с этой тонкой системой сдержек и противовесов. А когда один из элементов очень сильно ослабевает, может рухнуть и вся система.



Андрей Шарый: Сергей, у вас есть какие-то идеи, которые помогли бы достичь, укрепить тот самый хрупкий баланс, о котором вы говорите? Есть ли какая-то схема, которая позволила бы, скажем, обеспечить безопасность сербского меньшинства на Косово при уважении прав преобладающего албанского населения?



Сергей Романенко: Это как раз самая основная проблема, не то, где провести границы, а то, что надо сделать, чтобы обеспечить права всем гражданам Косово и всем гражданам Сербии, независимо от их национальностей и конфессиональной принадлежности. Но, безусловно, какие-то, может быть, идеи у меня есть, но я думаю, что сейчас, наверное, не стоило бы говорить, потому что диалог только начался, диалог очень трудный, недаром он проходит за закрытыми дверями. Я думаю, что нужно просто подождать первых итоги.



Андрей Шарый: Давайте теперь послушаем, что думают по поводу решения проблемы Косово американские специалисты. Слово Яну Рунову.



Ян Рунов, Нью-Йорк: Вот мнение американского политолога, вице-президента «Дома Свободы» Арча Паддингтона.



Арч Паддингтон: Я полагаю, что ООН и особенно ключевые европейские страны склонны считать, что Косово должно обрести какую-то форму независимости. Соединенные Штаты разделяют эту точку зрения. Мы видим Косово в конечном счете как страну, полностью суверенную, ни в коем случае не часть Албании, а страну косовских албанцев.



Ян Рунов: А каким вы видите будущее косовских сербов?



Арч Паддингтон: Одна из возможностей решения проблемы, отход района, населённого сербами, от Косово и присоединение этого района к Сербии. Я уверен, что все страны-участники так называемой контактной группы, осознают важность соблюдения прав меньшинств, в частности сербского меньшинства, в Косово, и что будущее правительство нового независимого государства включит в свою Конституцию закон о правах меньшинств. Я опасаюсь, что этот вопрос будет очень нелегко решить на практике, если помнить историю этой части мира.



Ян Рунов: Если удастся решить проблему Косово, может ли это послужить примером для решения других этнических проблем, вроде Карабаха, Чечни, Южной Осетии?



Арч Паддингтон: Я не уверен. Каждая из этих территорий уникальна по-своему. Косово отличается тем, что территория довольно большая и там более 1,5 миллиона населения, больше, чем у некоторых государств - членов ООН. В Косово, совершенно очевидно и давно, подавляющее большинство не хотело оставаться в составе Сербии. Исторический антагонизм слишком велик. Мне не кажется правомерным искать параллели с Южной Осетией, проблему которой, думаю, можно было бы решить, если бы не Россия, которая играет дестабилизирующую роль, не позволяя Грузии восстановить свой контроль в этой части мира. Впрочем, и Албания тоже сыграла свою роль в Косово. Что касается Чечни, то Россия явно не согласится с независимостью Чечни, и поэтому чеченскому народу придётся отказаться от надежд на полную независимость.



Ян Рунов: Арч Паддингтон из исследовательской организации "Дом Свободы".



Андрей Шарый: Сергей, если суммировать точку зрения вашего американского коллеги (собственно говоря, это не только его точка зрения, об этом много говорят), похоже, если верить таким специалистам, таким экспертам, независимость Косово - это лишь дело будущего, ближайшего или более отдаленного, но, тем не менее, это факт, фактически решенный. Вы согласны с этим?



Сергей Романенко: Дело в том, насколько будет это независимое или полунезависимое образование жизнеспособно в экономическом и социальном смысле, потому что за всеми этими разговорами, - как и где провести границы - теряется очень важный аспект, а именно социально-экономическая жизнь Косово и Сербии в целом. Без решения этих проблем стабилизировать ситуацию и добиться как раз соблюдения прав меньшинств просто невозможно.



Андрей Шарый: Есть такой дипломатический способ: когда не находится хорошее решение проблемы, прибегают к плохому, - заморозить ситуацию. Собственно говоря, это и произошло в Косове в последние годы. Как вы считаете, возможен ли такой исход переговоров в Вене, такой разворот ситуации, при котором опять не будет сделано ничего и сторонам будет предложено искать новые варианты, а до той поры ситуация останется де-факто такой же, какая она есть сейчас.



Сергей Романенко: Такое вполне возможно, потому что обе стороны пока придерживаются таких максималистских позиций. Если они их сохранят, то такой исход возможен. Но, конечно, тоже не принесет ни стабильности, ни ослабления межэтнических противоречий между косовскими албанцами и сербами.



Андрей Шарый: В последние годы усилия России на балканском направлении стали заметно более скромными, нет российских войск фактически в бывшей Югославии, осталось только дипломатическое участие России, как члена контактной группы. Почему Россия уходит с Балкан, по вашему мнению?



Сергей Романенко: Я думаю, что это связано с внутриполитической ситуацией, с пересмотром основ внешней политики, но при этом на словах мы - Россия - часто говорим о том, что мы не собираемся уходить с Балкан, а будем максимально эффективно присутствовать. Но дело в том, что возможностей для этого эффективного присутствия становится все меньше и одним из препятствий этому присутствию становится утрата, мне кажется, плодотворных контактов с белградским руководством, которое пришло к власти после ухода с политической арены Слободана Милошевича. До сих пор, к сожалению, с 2000 года, нормальных каких-то контактов достичь не удалось. Кроме того, косовская, албанская сторона рассматривает Россию исключительно как силу просербскую, что тоже не способствует выполнению Россией роли честного посредника.


XS
SM
MD
LG