Ссылки для упрощенного доступа

В Польше спорят, стоит ли размещать в стране американскую систему ПРО


Некоторые польские политики все еще боятся испортить отношения с Россией
Некоторые польские политики все еще боятся испортить отношения с Россией

В странах Центральной Европы в эти дни довольно широко обсуждается возможность размещения на их территории элементов системы противоракетной обороны США. По мнению ряда местных военных экспертов, такой шаг может создать обстановку, в которой Россия увидит угрозу интересам своей национальной безопасности.


Заместитель министра иностранных дел Польши Витольд Вашчиковский уже заявил на заседании парламентской комиссии по иностранным делам, что Вашингтон официально обратился к Варшаве с вопросом о том, заинтересована ли Польша в переговорах с США касательно строительства на польской территории системы противоракетной обороны? От ответа на этот вопрос зависит - окажется ли Польша напрямую вовлеченной в осуществление американских планов.


- Мы ответили, что заинтересованы в этом, и будем ждать дальнейшей подробной информации от США, - сообщил Вашчиковский. - Если именно Польша будет выбрана для дальнейших переговоров, то их можно было бы начинать в июле это года.


Вице-министр подчеркнул, что на данный момент Польша никаких обязательств относительно строительства не давала, повторив аналогичное заявление президента Леха Качинского, сделанное несколько недель назад. В то же время Качинский отметил, что этот вопрос имеет для Польши большое стратегическое значение.


Разговоры о том, что в Польше может быть построена часть американской системы ПРО, ведутся в стране уже около двух лет, однако впервые такое намерение обозначено в программе правительства кабинета Казимежа Марцинкевича. Польские власти, однако, говорят, что предварительно необходимо провести общественную дискуссию по этому вопросу. В свою очередь, оппозиция критикует правительство, заявляя, что сначала нужно было провести такую дискуссию, а уж потом вносить подобные намерения в программу правительства. Лидер Союза левых демократов Войцех Олейничак считает, что строительство системы противоракетной обороны усложнит отношения Польши с Россией, но, прежде всего, это угрожает безопасности страны.


- Это фактически означает, что в случае строительства системы Польше будут угрожать, с одной стороны, террористы, а, с другой стороны, если начнутся военные действия, то первым делом надо будет уничтожить эту систему в Польше, - заявил Олейничак.


По вопросу целесообразности строительства системы противоракетной обороны мнения разделились и у политологов. Руководитель кафедры стратегических исследований Варшавского университета профессор Роман Кузнер считает, что это совсем не в интересах Варшавы, поскольку Польше безопасность в достаточной степени гарантирует членство в НАТО и Европейском Союзе. Между тем другой профессор столичного университета американист Збигнев Левицкий, наоборот, уверен, что «строить систему противоракетной обороны в Польше необходимо - хотя бы для того, чтобы поддерживать двусторонние отношения со страной, которая в будущем может оказаться единственным государством на нашей стороне".


С просьбой рассказать о том, насколько реалистична американская программа противоракетной обороны, элементы которой могут быть размещены на территории европейских государств, в какой мере она может угрожать России, корреспондент Радио Свобода обратился к профессору МГИМО, специалисту в области европейской безопасности Андрею Загорскому.


- В чешских средствах массовой информации появились публикации относительно возможных устремлений США достичь одностороннего глобального превосходства. При этом ссылка делается на статью в американском журнале Foreign Affairs , авторы которой утверждают, что США, достигни они такого превосходства, были бы способны уничтожить большую часть российских и китайских ядерных арсеналов в качестве превентивного удара. Насколько это актуально?


- Это традиционный аргумент противников программы противоракетной обороны, в том числе противников, которые были и есть в США, которые считают, что такая программа в случае ее реализации может спровоцировать Россию и Китай. На практике эта программа предназначена сугубо для уничтожения единичных ракет, которые могут быть запущены в сторону США. Создавалась она с учетом ракетных разработок в Северной Корее и в ряде других стран. В принципе эта программа не нацелена на российские ракеты. Имеются в виду, прежде всего, такие регионы, как Северная Корея, Ближний и Средний Восток, иранская ракетная программа.


Надо ясно представлять те средства, о которых идет речь. Сами по себе они никаких ударов не носят. Когда говорят об обезоруживающем ударе, имеется в виду, что США могли бы гипотетически нанести удар ракетными средствами по силам России и Китая, а те не смогли бы нанести ответный удар, поскольку США были бы прикрыты противоракетной обороной.


Вот таких параметров на самую предельно обозримую перспективу сегодня в этой программе не просматривается. Это действительно (пока, во всяком случае) защита от единичных пусков, хотя и это стоит под вопросом.


- Некоторые политики и эксперты считают, что тема вооружений заслуживает общественного обсуждения. Насколько общественные дискуссии вообще способны влиять на формирование военной политики различных государств?


- Дискуссия по военно-политическим вопросам и вопросам безопасности в любой стране, безусловно, важна. Хотя нужно ясно понимать, что дискуссия не обязательно означает отказ от той или иной программы. Наоборот, в ходе дискуссии может быть выведен баланс в пользу или против той или иной программы. Безусловно, сами дискуссии могут и влияют на решения, принимаемые и в НАТО, и в США, и в отдельных странах - членах НАТО.


- В России голос общественности по военным вопросам слышен?


- Он сейчас слышен все меньше и меньше, хотя в печати такая дискуссия есть. У нас есть несколько изданий, в том числе и специализирующихся по этим вопросам. Другое дело, что в силу и традиции, и сложившейся сегодня в России системы эта дискуссия, в отличие от большинства демократических стран, не влияет на принимаемые решения, поскольку сами решения принимаются максимально замкнуто. Министерства, ведомства, которые как бы курируют отдельные вопросы, максимально отгораживаются от независимых экспертов.
XS
SM
MD
LG