Ссылки для упрощенного доступа

"Круглый стол" для Ярузельского и Михника


Лидер независимого профсоюза "Солидарность" Лех Валенса
Лидер независимого профсоюза "Солидарность" Лех Валенса
Ровно 20 лет назад в Польше началась работа "круглого стола" с участием представителей руководства ПНР и оппозиции. Результатами его заседаний стали демократические перемены в стране и падение коммунистического режима.

Накануне юбилейной даты Сейм Польши единогласно принял резолюцию, в которой говорится, что работа "круглого стола" открыла дорогу к первым частично свободным выборам в послевоенной истории страны.

"В результате достигнутых соглашений 4 июня 1989 года состоялись выборы, которые хотя и не были полностью демократическими, но подтвердили факт массовой поддержки поляками политических перемен в стране. А в сентябре было создано первое в истории послевоенной Польши некоммунистическое правительство, которое возглавил Тадеуш Мазовецкий", - сказал спикер Сейма Бронислав Коморовский.

В зачитанной спикером резолюции подчеркивается, что события 20-летней давности оказали влияние не только на польскую историю: "Эти события стали началом демократических перемен в Центральной и Восточной Европе, которые изменили облик Польши и всего континента".

Вчера в польском парламенте во время специальных юбилейных дебатов встретились бывшие участники "круглого стола", которые 20 лет назад представляли власть и оппозицию и были политическими противниками: Войцех Ярузельский и Тадеуш Мазовецкий, Александр Квасьневский, Адам Михник и другие.
В польском парламенте во время специальных юбилейных дебатов встретились бывшие участники "круглого стола", которые 20 лет назад представляли власть и оппозицию


Легенда "круглого стола", бывший лидер независимого профсоюза "Солидарность", а затем первый демократически избранный президент в послевоенной Польше Лех Валенса сегодня считает, что соглашения 20- летней давности можно критиковать, но без них, по его словам, коммунистическая система могла бы держаться еще долгие годы: "Коммунисты хорошо знали, что они нас попросту разогнали. Людей преследовали за оппозиционную деятельность, многие после военного положения были вынуждены выехать за границу, их выгнали из страны. Они чувствовали, что мы слабеем, и поэтому решили рискнуть – может, добить до конца получится. Вот это было самое подлое, но Бог был на нашей стороне, и у них ничего не получилось".

В свою очередь нынешний спикер польского Сената, ветеран оппозиционного движения Богдан Борусевич признается, что в начале 1989 года был категорически против какого бы то ни было диалога с властями: "Забастовки были все сильнее и сильнее. Я же в них принимал участие и видел, что к нам присоединяется все больше и больше молодежи, которая являлась основной силой протестов. Я был уверен, что осенью будут еще более мощные забастовки и тогда наша ситуация в случае переговоров с властями будет значительно более выигрышной. Вполне вероятно, что эта очередная волна забастовок осенью 1989-го просто смела бы ту власть".
Впервые идея проведения "круглого стола" была официально сформулирована в августе 1988 года после встречи Леха Валенсы с министром внутренних дел ПНР генералом Чеславом Кищаком. Власти соглашались на «круглый стол», если "Солидарность" откажется от волны запланированных на осень забастовок.

Заседания рабочих групп "круглого стола", в которые входило 452 человека, продолжались два месяца. В результате стороны пришли к соглашению о проведении свободных выборов в верхнюю палату парламента – Сенат, и паритетных, с преимуществом для кандидатов от власти, выборов в нижнюю палату – Сейм. Был учрежден пост президента, решено было зарегистрировать "Солидарность" и дать оппозиции доступ к официальным СМИ. "Без того компромисса, который, признаюсь, не был самым лучшим компромиссом, мы бы не смогли пойти дальше", - комментирует этот шаг Лех Валенса.

Уже через два месяца после завершения работы "круглого стола", в результате выборов, после более чем сорокалетнего господства в Польше пал коммунистический режим.

По мнению бывшего руководителя Белоруссии, ныне оппозиционного политика Станислава Шушкевича, опыт польского "круглого стола" может быть полезен и для белорусов, чтобы перейти от диктатуры к демократии без серьезных конфликтов: "Валенса много делает для Белоруссии. Я надеюсь, что Беларусь будет свободной страной, и мы еще пригласим Леха Валенсу в свободную Белоруссию, как это было в начале 1990-х, когда он посетил Минск с официальным визитом".

В Польше нередко с сожалением констатируют тот факт, что в мире падение коммунизма ассоциируется прежде всего с падением Берлинской стены, тогда как, по мнению поляков, именно начавшийся 6 февраля 1989 года в Варшаве "круглый стол" стал беспрецедентным примером мирной передачи власти демократической оппозиции, и именно в Польше начался демонтаж коммунистической системы в Европе.
XS
SM
MD
LG