Ссылки для упрощенного доступа

Цыганские организации настаивают на разработке и принятии российской федеральной программы для решения проблем цыган


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Андрей Шарый : Представители цыганских организаций настаивают на разработке и принятии российской федеральной программы для решения проблем цыган. Актуальными такие требования кажутся после недавнего цыганского погрома в Волгоградской области, жертвами которого стали два человека. У микрофона корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Карэн Агамиров : 13 апреля поздно вечером группа молодчиков, вооруженных битами и железными прутьями, напала на цыганскую семью, отдыхавшую на берегу реки Ахтубы (это Волгоградская область). В результате побоища были убиты 80-летняя старушка и 40-летний мужчина, причем, их добили кирпичами. 3-летняя девочка получила тяжелые увечья. Дело, как водится, взято под контроль, но при этом прокурорско-следственные органы комментируют происшедшее, как обычную "хулиганку".


Участники "круглого стола" выразили сомнение, что справедливость восторжествует. Сколько подобных случаев было уже. Дискриминация цыган, по их мнению, это государственная политика, целиком разделяемая российскими средствами массовой информации.


Так в Архангельске местные власти буквально выдавили из города цыганский табор, с большим трудом получившие отсрочку от выселения до весны, хотя не смогли предъявить цыганам в результате 264 проверок ничего более серьезного, чем нарушение правил регистрации, приставание с целью гадания и одного случая грабежа за год. При этом цыгане не могли устроиться на работу, поскольку им не продлили временную регистрацию. Основным "мотором" выселения является мэр Архангельска Донской, инициировавший серию судебных разбирательств и выигравший выборы в 2005 году во многом за счет националистической антицыганской риторики.


В поселке Дорожный под Калининградом администрация Гурьевского района, не дожидаясь решения суда, 17 ноября и 21 декабря прошлого года снесла несколько принадлежавших цыганам строений, в основном, нежилых, аргументируя это необходимостью борьбы с наркомафией.


В Ярославле депутат местного муниципалитета Кривнюк, неоднократно выступавший в 2004 году с призывом к цыганским погромам, в апреле 2005 года организовал народную дружину имени Че Гивары, участники которой, вооружившись бейсбольными битами, пошли бить стекла машин предполагаемых наркоторговцев из числа цыган.


Депутат Государственной Думы России, член Комитета по безопасности Евгений Ройзман полностью разделяет идею выдавливания цыган. "Стоит снести один цыганский особняк, как уходят и все цыгане, живущие по соседству", - обозначил он генеральную стратегию.


Российские и региональные центральные средства массовой информации тоже приравнивают цыган к врагам Росссии. Культивируется образ цыгана попрошайки, жулика и наркоторговца. 14 февраля прошлого года в городе Искитим Новосибирской области 20 человек напали на несколько цыганских домов и сожгли их. Комментарий в газете "Вечерний Новосибирск" вышел следующий: "Пусть прокурор разбирается. А пока что народные мстители превращают Искитим в зону, свободную от наркотиков". При этом умалчивается, что доля цыган в наркоторговле ничуть не больше, чем представителей других национальностей.


Юля Калинина разразилась 29 августа прошлого года на страницах "Московского комсомольца" следующим: "Слава богу, мы не часто с ними сталкиваемся. Цыганские таборы, таджикские гастарбайтеры… Маргиналы. У них свои законы. Они обитают где-то в придонном слое - ближе к животным, чем к людям, - и беспорядочно совокупляются там, как зверьки, не знающие ничего, кроме запаха течки. И пусть совокупляются, пусть рожают в первом классе - это их личное дело. …Да, но если они захотят совокупляться с нашими 11-летними дочками? А потом будут на них жениться? Вот где ужас-то!"


Великий цыган, народный артист СССР Николай Сличенко, не понимает, что происходит.



Николай Сличенко : Мне очень нехорошо, неважно какой национальности, мне дурно делается. Если мы все называемся "человеком", так кто же мы, если разобраться по сути, тогда? Ученые, философы помогите разобраться, в каком мы облике, и равноценно ли это слову?! Кто мы?! Что с нами происходит?!



XS
SM
MD
LG