Ссылки для упрощенного доступа

Есть оПАСЕния


Страсбургский суд дал России полгода на работу над ошибками. Что дальше?
Страсбургский суд дал России полгода на работу над ошибками. Что дальше?
Во время визита в Испанию Дмитрий Медведев встретится с испанскими сенаторами. В том числе, с Луисом Марией де Пучем - председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Возможно, разговор пойдет и о назревающем конфликте России с Советом Европы.

Еще не утихли разговоры о том, что у России могут возникнуть серьезные проблемы с Советом Европы из-за последствий войны с Грузией - а на горизонте уже маячит другая причина возможной ссоры между Москвой и Страсбургом. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) накопил немало претензий к российскому правосудию и тем, кто обязан исполнять судебные решения Страсбургского суда в России. Несколько дней назад Анатолий Ковлер, судья от России в ЕСПЧ, встретился с судьями российского Конституционного суда (КС). По словам Ковлера, в Страсбурге России дали полгода на устранение "системной проблемы" неисполнения судебных решений. Судья Ковлер также заявил, что в противном случае одна из важнейших исполнительных структур ПАСЕ - Комитет министров Совета Европы - может принять в отношении России санкции вплоть до приостановления ее членства в этой организации.

Эксперт Европейского центра по правам человека Кирилл Коротеев в интервью Радио Свобода привел конкретные примеры "системных проблем":

- Возьмем чеченские дела. Да, по ним стабильно платятся компенсации пострадавшим. Но эти дела, как правило, требуют новых расследований, установления и наказания виновных в пытках, исчезновениях и внесудебных казнях. Так вот, здесь не было ни одного случая - а в ЕСПЧ вынесено уже более 80 решений по Чечне, - чтобы вслед за решением Европейского суда были установлены виновные в тех нарушениях, которые признал Европейский суд. Не говоря о том, чтобы они были наказаны.

Кроме того, по словам Кирилла Коротеева, Россия нарушает даже прямые указания Страсбургского суда – хотя Европейская конвенция по правам человека, ратифицированная РФ, обязывает Москву к их исполнению:

- Это дела об экстрадиции и депортации - когда человека депортируют или экстрадируют, как правило, в республики Средней Азии, особенно в Узбекистан. Но ЕСПЧ прямо запрещает своим временным решением такую экстрадицию или депортацию. Уже как минимум два человека находятся в узбекских тюрьмах, - хотя Европейский суд запретил выдавать Узбекистану как Рустама Муминова, так и Абдулганика Малиева.

Есть и еще одна "судебная" претензия Совета Европы к России: Госдума до сих пор не ратифицировала 14-й протокол к Европейской конвенции о правах человека, который делает работу Страсбургского суда более эффективной. Генеральный секретарь Совета Европы Тэрри Дэвис заявил Радио Свобода, что говорил об этом недавно с российским премьер-министр Владимиром Путиным:

- Я привлек внимание премьер-министра к тому, что Госдума, не ратифицируя этот протокол, действует против интересов российских граждан. Мне трудно понять, почему российские парламентарии заняли такую позицию. Дума - единственный парламент из всех 47 стран - членов Совета Европы, который придерживается такой точки зрения. При этом все правительства, включая и российское, протокол подписали. Его применение делает суд более эффективным и увеличивает отдачу для налогоплательщиков - в том числе и российских.

Ранее о возможности исключения России из Совета Европы "за 14-й протокол" в интервью Радио Свобода говорила и судья КС России в отставке Тамара Морщакова. По ее словам, Совету Европы для этого нужно ответить на один вопрос:

- Согласятся ли другие государства-участники - при условии, что только одно из этих государств, а именно Россия, отказывается от ратификации протокола, - терпеть такое положение? После ответа на этот вопрос дальше мы уже можем говорить о международно-правовых последствиях нератификации. Я вполне допускаю, что Совет Европы может поставить вопрос об участии России в Совете Европы - то есть, о дальнейшем ее членстве в общеевропейских структурах…

Однако, судя по недавним высказываниям министра юстиции России Александра Коновалова, выразившего неудовольствие решениями Евросуда, Москва и сама не жаждет оставаться в Совете Европы. С потерей членства в этой организации россияне по крайней сере перестанут докучать российской Фемиде все более раздражающими апелляциями к Фемиде европейской.

XS
SM
MD
LG