Ссылки для упрощенного доступа

Валерий Винокуров: «Что могут короли…»


Валерий Винокуров
Валерий Винокуров
Недавно довелось мне побывать в Осло и Копенгагене. В порту норвежской столицы сел в такси и попросил отвезти в Парк скульптур. Когда подъезжали, бросил взгляд на электронный счетчик и вдруг сообразил: в отличие от стран, где только что побывал, Норвегия не входит в зону евро. Смущенно попросил водителя заехать в банк, объяснив, что не имею местных крон. Он же объяснил, что можно в любом такси расплатиться кредитной карточкой, а в каждом сувенирном киоске принимают евро и доллары. С такой же ситуацией я столкнулся в Копенгагене, где, например, покупая билет в парк «Тиволи», заплатил в евро.

В поездке побывал я в семи странах: пяти королевствах и двух республиках. Два королевства и две республики входят в зону евро, а три королевства – нет. Но ведь короли, как принято считать, могут все, почему бы не приказать своим премьер-министрам перейти на общеевропейскую валюту? Возможно, короли и могут все, но, видимо, не любят приказывать премьер-министрам, которых, кстати, выбирают не короли, а их подданные. А главное, что могут короли, – это спрашивать совета с помощью референдума у своих же подданных: хотят ли они забыть о собственных кронах, норвежских ли, датских ли, или, скажем, о фунтах стерлингов? И если подданные, среди которых экономистов по профессии ничтожное число, не хотят забывать о национальной валюте, то и не надо. Есть масса обменных пунктов, электронных кассовых аппаратов в такси и возможностей везде платить кредитной карточкой.

Может показаться, что, делясь этими поверхностными впечатлениями, я ломлюсь в открытую дверь. Увы. Вернувшись в Москву, услышал выступление Большого единоросса и Главного думца (сокращенно – Б.Г.), в котором он призвал запретить в официальных выступлениях даже произносить слова «доллар» и «евро». И тем более – указывать цены за товары и услуги в этих чуждых народу денежных единицах. Как, впрочем, и во всех остальных, входящих в весьма обширную зону СКВ. На каком основании? Во-первых, все обязаны гордиться своим рублем, а во-вторых, он является самой твердой валютой в мире: не падает, как сейчас доллар, и не растет, как нынче евро. Ведь от процесса роста или падения никакая СКВ не застрахована.

Как сказал Б.Г., так думцы и проголосовали. И, конечно, им легче уговорить В.В.П. подписать соответствующий «запретный» указ, нежели удвоить ВВП. Кстати сказать, чтобы рубль стал СКВ, надо не удвоить, а, видимо, удесятерить ВВП (экономисты наверняка подсчитают точнее). Покамест же российский ВВП в разы меньше, чем, скажем, в Калифорнии, одном лишь штате из полусотни.

О том, что рубль столь крепок, ни в пяти королевствах, ни в двух республиках, как, впрочем, и еще во множестве республик и королевств понятия не имеют, оттого и брать его в обмен не хотят, чем создают нам, соотчественникам мудрейших наших думцев, нами же избранных, некие сложности. А короли не могут в виде исключения пойти нам навстречу, не посоветовавшись со своими же подданными.

Но если вы считаете, что с думскими запретами не все у нас согласны, то ошибаетесь. На белой трансформаторной будке во дворе моего дома черной краской и нетвердой юношеской рукой выведено: «Россия – все, остальные – ничто». Вот со временем и увидите: коротко стриженные «писатели» подрастут, и думского полку прибавится.
XS
SM
MD
LG