Ссылки для упрощенного доступа

Генри Резник: "Правозащитники не должны быть оголтелой оппозицией к власти предержащей"


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.



Никита Татарский: Сегодня исполняется 30 лет Московской Хельсинкской группе, которая была создана по инициативе известного физика и правозащитника Юрия Орлова. В 1982 году из-за непрекращающихся репрессий со стороны властей эта правозащитная организация была вынуждена заявить о самороспуске. Семь лет спустя, в 1989 году, Московская Хельсинкская группа возродилась. В нее вступили новые члены, в том числе известный адвокат Генри Резник.



Мумин Шакиров: С каким настроением члены Московской Хельсинкской группы встречают юбилейную дату? На этот вопрос попытался ответить Генри Резник.



Генри Резник: Я не могу сказать, что оно особенно приподнятое, но и катастрофизма у меня абсолютно никакого нет. К великому сожалению, у нас складывается история страны так, что, в конечном счете, оказываются, если не оплеванными, то во всяком случае скомпрометированными практически все слова, которые употребляются, такие слова, как "либерализм", "демократия", к великому сожалению, даже и "права человека". Мы ставим достаточно сложные и острые вопросы. Нарушения прав человека, вообще, происходит практически во всех странах. У нас они более распространены. В ситуациях конкретных очень большие сложности стоят перед властями предержащими для того, чтобы с этим бороться успешно, этому противостоять, поэтому мы раздражаем. Я просто-напросто радуюсь тому, что Хельсинкская группа празднует 30-летие и, честно говоря, горжусь тем, что был среди тех, кто участвовал в ее воссоздании в 1989 году.



Мумин Шакиров: Вы - член Общественной палаты и член Хельсинкской группы. Одно не противоречит другому? Вас коллеги не критиковали за этот поступок?



Генри Резник: Дело в том, что если бы, скажем, было единодушное мнение в правозащитной среде относительно того, что Резнику, как члену Хельсинкской группы, не стоит идти в Общественную палату, то, в общем, должен сказать, что я, наверное, все-таки туда бы не пошел. Я считаю, что правозащитники, начиная с 1991 года, вне зависимости от того, каким образом меняются некоторые характеристики власти, не должны быть такой, знаете ли, оголтелой оппозицией к властям предержащим. Эту демократию можно характеризовать, как незрелую, можно характеризовать, как определенным привкусом увеличивающегося авторитаризма... Но это не меняет сути того режима, который имеется в стране. В стране существуют политические свободы. Извините, за убеждения никто прямо не сидит. По этой причине мы должны быть в диалоге постоянном с властью.



Мумин Шакиров: В 1996 году на юбилейной конференции, посвященной 20-летию создания Хельсинкской группы, ее руководители сменили стратегию: была принята программа по поддержке региональных правозащитных организаций по всей России.


XS
SM
MD
LG