Ссылки для упрощенного доступа

Яков Кротов: "Выборы воскресе!"


Яков Кротов
Яков Кротов
Два события неслучайно совпали: в Сан-Франциско представители ультрафундаменталистской православной группировки, обычно называемые «карловчане», выбрали – не входить формально в состав Московской Патриархии. В Лондоне епископ Василий Осбор, глава ультралиберальной (по российским меркам) православной группировки в составе Патриархии, заявил ровно о том же. Только карловчане (или «зарубежники») не хотят входить, а «блумчане» (назовём так, для симметрии, англо-русских православных по имени создателя их группы) желают выйти.

Для «карловчан» Патриархия недостаточно фундаменталистская. На словах всё прекрасно: антилиберальная риторика, критика инославных, перпендикуляр с наукой. Одна беда: если и когда кремлёвское начальство прикажет, лидеры Московской Патриархии приказание исполняют. Приказал им Сталин в 1947 году обругать экуменизм – обругали. Приказал им Хрущёв в 1961 году восхвалить экуменизм – восхвалили. Прокладки бы делать из этих людей – жидчее бы не было в мире гвоздей.

Для «блумчан» Патриархия – слишком фундаменталистская. Экуменизм у неё половинчатый, магизму многовато... «Карловчане» очарованы новыми русскими, Борис Йордан у них один из ведущих деятелей. «Блумчане» же от новых русских в ужасе. К новым русским архиереям это тоже относится: епископ Иларион Алфеев – человек с глазами, которые лучатся, как у Путина, по-путински благодушный, бескорыстный, скромный и незлопамятный как Путин – был послан в Лондон ещё при жизни митрополита Антония и произвёл там неизгладимое впечатление своими обещаниями найти спонсоров и за их счёт оживить православную жизнь. Уши выше лба не растут, но брови у православных англичан поднялись намного выше лбов.

После Алфеева «блумчане» впервые задумались – а не поступить ли им, как лесковским казакам, то есть, не выпить ли всю горилку и обратиться к туркам. Теперь, когда Москва решила соединиться с карловчанами, час пробил – с просьбой принять их блумчане обратились к патриарху, который живёт в Стамбуле, почему и носит титул Константинопольского. Патриарх Московский, однако, возмутился и своим крепостным переход запретил. Другое дело, что перейти они всё равно перейдут – пример с карловчанами показывает, что лидеры Московской Патриархии, при всей своей показной строгости, вполне доступны и милосердию, и всепрощению. Ведь сколько лет в Патриархии карловчан считали безблагодатным сборищем раскольников, а рече Путин – и сборище бысть благодатная и почтенная церковь с большой буквы.

Бедные карловчане! Бедные блумчане!! Счастливые россияне!!! В Лондоне или Сан-Франциско приходится выбирать – в какую из десятка православных канонических (и двух десятков «неканонических») церквей человек будет ходить. В Москве люди от выбора избавлены – потому что все «неправильные» православные задавлены тут до полной невидимости. А главное – на Западе человек хочет выбирать. В Москве – боится выбирать. То ли люди на Западе слишком живые, то ли выборы в Москве слишком мёртвые. Демократы в России как Господь Иисус в гробу. Христос воскресе! А Вы?

XS
SM
MD
LG