Ссылки для упрощенного доступа

На ММКФ продолжается показ фильмов конкурса экспериментального кино «Перспективы»


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Елена Фанайлова.



Дмитрий Морозов: На Московском международном кинофестивале продолжается показ фильмов конкурса экспериментального кино «Перспективы». Российская лента «Маяк», немецкий фильм «Возьми себя в руки» и чешский « Re - start » («Ре-старт») сделаны не дебютантами и имеют отчетливые признаки национальных киношкол.



Елена Фанайлова: И чешский, и российский фильмы - ленты, если можно так сказать, «дизайнерские». Это касается и работы операторов, и художников обоих фильмов, и заставок, и монтажа. Молодые герои фильма «Ре-старта» работают в рекламном мире, и фильм, соответственно, сделан с некоторым технологическим шиком, в нем много стильных монтажных приемов, высокая, но не раздражающая зрителя визуальная динамика; в нем город Прага представлен не туристическими видами, а именно что городским дизайном. Герои фильма, несмотря на тусовки в ночных клубах, не являются типичными представителями мира гламура и пиара. Они не фальшивы, они умны и талантливы, и в их жизни есть место личной катастрофе. Главная героиня в непростые минуты жизни ходит к матери на кладбище, а с утра может сообщить любимому человеку: у меня ноги стали, как у старухи. В фильме достаточно фирменного чешского юмора. Автор фильма «Ре-старт» - двадцативосьмилетний Юлиуш Шевчук, учился в Нью-Йоркской киноакадемии, отмечен наградой Британской киноакадемии.


Начальные сцены российского фильма «Маяк» также выполнены с удивительным, почти вызывающим визуальным изяществом. Титры сделаны профессиональным каллиграфом, они смываются водой, буквы превращаются в размытые чернильные черные тучки на фоне облаков и гор Кавказа. Лента поставлена двадцатишестилетней выпускницей ВГИКа Марией Саакян, ее дипломная работа была удостоена нескольких международных наград, «Маяк» - ее вторая картина по сценарию Гиви Шавгуладзе. Действие происходит то ли в Нагорном Карабахе, то ли в Абхазии во время вооруженных конфликтов начала девяностых, в основе истории - личный опыт сценариста и режиссера, ровесников. Однако режиссер сознательно избегает показа ужасов войны, ужас имеет скорее бытовой и ежедневный характер: в доме гаснет свет, не ходят поезда, по ночам стреляют. Лента, в изобразительном отношении наследующая Иоселиани и Тарковскому, так красива, что у зрителя поневоле возникает вопрос.



Дарья Ли: Большая проблема, в общем, заключается в том, как отливается в кино память о войне. Для меня все время при просмотре возникал такой зрительский конфликт: можно ли об этой войне, не проделав рефлексивной работы, социальной работы, начать снимать такую чистую лирику? Здесь нет врагов, здесь есть просто, возможно, даже красота какого-то разрушенного мира, и природная красота сохраняется, красота этих женщин, этих детей. Думаю, это достаточно, конечно, тонкое кино. Но проблема есть в выборе темы и соответствия киноязыка этой теме.



Елена Фанайлова: Говорила филолог Дарья Ли.


Нет противоречия меж формой и содержанием в немецкой ленте «Возьми себя в руки». Этот фильм в жанре черной комедии и народной мистерии сделан восточной немкой Сабиной Михель, которая училась и работала в Париже и Лиссабоне, и это ее восьмая работа в кино.


XS
SM
MD
LG