Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Путин посетит Финляндию с рабочим визитом


Программу ведут Марк Крутов и Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Хельсинки Николай Мейнарт.

Марк Крутов: Сегодня премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин с однодневным рабочим визитом посетит Финляндию. Там будет обсуждаться ряд рабочих вопросов, но есть и несколько моментов, которые делают этот визит особенно интересным.

Евгения Назарец: Этот визит особенно интересно рассматривать в контексте нескольких предыдущих визитов Путина, когда он был еще президентом России и даже раньше, когда он был вице-мэром Петербурга. Проведу лишь несколько параллелей. Например, во время этого визита планируется обменяться мнениями относительно хода реализации проекта скоростного пассажирского железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Но тема эта, именно обмен мнениями, тянется еще с 2001 года. Другое - визовые проблемы (они не столько проблемы, сколько желание России упростить подобные отношения с ЕС). Во время первого визита, как предполагали финские политологи, да и писали российские СМИ, главная цель Путина, еще президента, в 2001 году была добиться от Финляндии помощи в усилении контактов по линии Россия-ЕС. Но и этого не получилось: Финляндия среди тех стран, которые не заинтересованы упрощать визовые отношения России и ЕС. Дальше - экспортно-импортные вопросы. Планируется во время этого визита обсудить практические вопросы продвижения проекта строительства газопровода "Северный поток", нацеленного на укрепление энергетической безопасности Европы. Это все сейчас так звучит. А вот в 2005 году, во время второго президентского визита Путина в Финляндию, финны припоминали российскому руководству слова заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова, который в то время заявил, что действия Финляндии по поддержанию национальной самобытности финно-угорских народов России преследуют только одну цель - получить доступ к нефтяным запасам на востоке. Но вот сейчас выясняется, кто больше заинтересован в контактах по поводу энергоносителей.

Марк Крутов: На прямой связи с нашей студией корреспондент "Свободы" в Хельсинки Николай Мейнарт.
Николай, чего ждут в Хельсинки эксперты от этого визита Путина? Какие рабочие вопросы сегодня будут обсуждаться?

Николай Мейнарт: Уже стало традицией, что премьер-министры Финляндии и России встречаются где-то примерно раз в шесть месяцев, поэтому финны относятся к этому визиту, как к рабочему, нормальному, традиционному и закономерному. Ну, а вопросы, действительно, это частично те, о которых вы сейчас упомянули, и плюс остаются застарелые темы - таможенные пошлины на древесину, для финнов это очень важный вопрос, ну, и еще сейчас появилась некая новая тема для обсуждения, это то, что связано с заинтересованностью России в перераспределении контейнерных потоков. Они собираются пускать их по своим железным дорогам, и финны очень переживают за то, что будет с их портовыми сооружениями в будущем. Ну, и плюс, помимо перечисленного вами, визиты Путина в Финляндию последние несколько лет сопровождались сложностями чисто российского плана, потому что получалось так, что события, связанные со смертью Литвиненко и убийством Политковской, все это выпадало как раз на тот период, когда Путин либо готовился, либо уже находился в Финляндии, в том числе и на встречах с Европейским союзом. И вот сейчас история с журналисткой Еленой Маглеванной, которая тоже, как ожидается, будет сегодня журналистами затронута, хотя в повестку дня она, конечно, не входит. Основное - это, действительно, торговые отношения, это пошлины, это "Северный поток", это контейнерные перевозки и также общие направления, общие тенденции в российско-финских торговых отношениях, которые сейчас тоже, естественно, переживают не самый лучший период из-за общего мирового экономического и финансового кризиса.

Марк Крутов: Что вам известно об акции протеста, которая, как нам сообщили, состоится сегодня в Хельсинки и приурочена именно к приезду Владимира Путина?

Николай Мейнарт: Так же как и приезды премьер-министра России в Финляндию в последнее время (кстати, недавно состоялся визит Медведева, в апреле, президента Российской Федерации), подобные акции тоже стали регулярными, обычно они не носят очень масштабного характера. Финляндия - страна достаточно спокойная, и хотя меры безопасности здесь во время визитов принимаются относительно, по финским меркам, жесткие, как правило, эти акции локальны, и они больше носят такой пафосный характер, направленный на средства массовой информации. Поэтому особых каких-то сложностей, с этим связанных, здесь не ждут и относятся, как к обычному проявлению настроений в демократической стране.

Марк Крутов: Николай, давайте вернемся к истории журналистки Елены Маглеванной, которая попросила политического убежища в Финляндии. Я знаю, что вы плотно занимаетесь этой историей. Мы пытаемся найти контакты Елены Маглеванной, взять у нее интервью, нам наверняка удастся это сделать в ближайшее время. Но тем не менее давайте расскажем, что известно о ее истории на этот момент.

Николай Мейнарт: Не так много. Я не могу сказать, что финские СМИ уж очень бы этим занимались. По нескольким причинам. Во-первых, потому что Финляндия - страна, которая занимает довольно своеобразную нишу, и здесь очень многие политические деятели находят себе прибежище так - без особой огласки, без шума. Иногда просто удивляешься... даже не хочу называть имена, которые неожиданно вдруг оказываются связанными с Финляндией, из довольно известных политических кругов, тогда, когда все это делается тихо и осторожно. Министерство иностранных дел сразу заявило (я вчера поинтересовался, как они относятся к этой теме), что это не их проблема, они вообще ничего с этим не связывают. В повестку дня визита Путина это никоим образом официально не включено, и министерство иностранных дел какие-либо комментарии по этому поводу давать отказывается. Традиционная позиция финского министерства в таких ситуациях: обращайтесь в министерство внутренних дел, куда и поступило обращение от Елены Маглеванной. Мне известно, что частично это было связано с действиями депутата финского парламента Хейди Хаутала, довольно известного финского политика, которая организовывала тот семинар, куда, собственно говоря, и приехала Маглеванная. Хаутала готова дать комментарии, пояснить, что же конкретно произошло, но она будет говорить уже более отстраненно, как независимый депутат, который имеет свою точку зрения. А в целом зарубежные журналисты, аккредитованные в Финляндии, и финская пресса относятся к этому, как я уже сказал, достаточно сдержанно. То есть это упоминается, об этом, естественно, знают, но никакой основной темой эта проблема здесь пока не становится. Это очень традиционная политика, которую Финляндия проводит по отношению к подобного рода акциям.
XS
SM
MD
LG