Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Литва поощряет семейные детские дома


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Петерс.

Андрей Шароградский: Министерство социальной защиты Литвы объявило, что считает стратегической задачей постепенное сокращение детских домов и замену их принципом "приемных семей". Несмотря на финансовые проблемы в стране, власти говорят, что намерены увеличивать размер выплат опекунам, берущим детей-сирот в свои семьи.

Ирина Петерс: Принудительно закрывать детские дома, конечно, никто не будет, заявил министр социальной защиты Литвы Римантас Дагис. По его словам, власти хотят, чтобы процесс решения проблемы детей, оставшихся без близких людей, двигался в другом направлении, то есть, чтобы все больше семей брали детей из "домов опеки" на воспитание. Дети, растущие в семьях, не так подвержены отрицательному влиянию извне, по сравнению с теми, кто прошел детский дом – напомнил министр. "И мы будем увеличивать финансовую помощь опекунам, несмотря на экономические проблемы в стране, – пообещал он.
В Литве сегодня в "домах опеки", которых около ста, живут около пяти с половиной тысяч детей – это самые разные заведения, от приютов для младенцев до интернатов для детей с ограниченными возможностями. Месяц пребывания каждого ребенка в детском доме государству обходится примерно в 400 евро. Но перейти на семейный метод воспитания одиноких детей требуется не ради экономии, а для того, чтобы таким детям лучше жилось, чтобы предотвращать возникновение отрицательных качеств у ребят, растущих вне семьи, утверждает вице-министр социальной защиты Йоланта Рамонене.

Йоланта Рамонене: Это долгий путь – чтобы не осталось детей в детских домах. Видим излишний индивидуализм людей – тогда очень нелегко себя отдать другому. Ребенок из детдома – ему нужно внимания ещё больше, чем своему. Люди, которые работают с детьми, чтобы они это делали от всего сердца, чтобы эта работа не была формальной! Если не было бы ценностного кризиса у нас, было бы больше таких людей. Может быть, экономический кризис приведет к переоценке, и мы потом будем жить, как в тех краях, где нет детдомов, где в семьях, если проблема – они сразу берут к себе своего родственника. Невозможно, чтобы он остался один! А у нас ещё так бывает, и нередко.

Ирина Петерс: Государство поощряет "семейные детские дома", промежуточный вариант между интернатом и семьей – по-литовски "щеймины". Они имеют особый юридический статус. В них взрослые воспитывают шесть и более и своих, и опекаемых детей – часто по 8-12 человек. В этом случае обычное пособие на каждого ребенка, около 150 евро, удваивается и составляет уже 300 евро в месяц.
Президент общественной организации "Родительский форум" Шарунас Багдонас согласен, что "щеймина" лучше детского дома, однако он видит в этом и опасность – что детей, так сказать, начнут воспитывать поточным методом. Тем более, считает он, для недобросовестных опекунов такая массовость может стать способом наживы.

Шарунас Багдонас: Это похоже на менеджмент. В семейном деле это нехорошо. Здесь подход должен быть не финансовый, а человеческий, в интересах детей. Если в семье один-два приемных ребенка, то это естественней, лучше, чем 6 или 10 опекаемых. В таких больших семействах пособие на каждого ребенка увеличивается до тысячи литов в месяц. Хорошо, но есть риск, что в таком случае общество к проблеме воспитания детей в семьях может подходить, как к бизнесу. Это абсолютно противоречит первоначальной идее.

Ирина Петерс: Дома опеки детей в той или иной форме существуют во всех, даже самых благополучных, европейских государствах. В Литве, чтобы уйти от унаследованных с советских времён больших детских домов, пример «приемных семей», по сути, взяли со скандинавских стран. Говорит социолог Гедре Квицкене:

Гедре Квицкене: Вроде бы семья – живут в деревне, большое хозяйство, лошади… Там учатся профессии какой-то. Ну, конечно, есть и неблагополучные семейства, откуда дети сбегают, но так или иначе, им там лучше.

Ирина Петерс: Как настроено общество, родители, по поводу призыва брать детей из домов опеки в свои семьи?

Гедре Квицкене: Большинство людей – скептически. Потому что дети бывают из социально-запущенных семей. Чаще всего попадают в таком возрасте тяжелом в эти дома, и там их характер ещё усложняется. И опекуны, которые решаются брать, особенно в этом тяжелом возрасте, потом их возвращают. И тогда ребенок уже травмируется не один раз.

Ирина Петерс: Представитель министерства Йоланта Рамонене, несмотря на неуменьшающееся количество ребят в домах опеки – и ведь в подавляющем большинстве это совсем не сироты, а дети при живых мамах и папах, лишенных родительских прав, все же считает, что общество созрело для позитивного принятия идеи "приемных семей".

Йоланта Рамонене: Каждый может подумать - что сделать? Если я не могу сейчас помочь, так может смогу своих детей вырастить так, чтобы они потом взяли ребенка из детдома.
XS
SM
MD
LG