Ссылки для упрощенного доступа

Когда буквы стали изображением


Ключевое слово этой недели – "леттризм"
Ключевое слово этой недели – "леттризм".

В четверг в Центральном доме художника открылась выставка под названием "Русский леттризм". Этот искусствоведческий термин имеет хоть и косвенное, но все же отношение к лингвистике. С точки зрения исторической грамматики, "леттризм" родственен словам "литера" и "литература", ведь термин образован французскими искусствоведами от латинского "буква" и обозначает такое направление в изобразительном искусстве, в котором обязательно включение в ткань произведения буквы, слова, а то и развернутого текста.

Так создается зрительный образ, - подчеркивает художник Александр Юликов, одна из работ которого представлена на выставке:

- Она называется "Стихия Осипа Мандельштама". Это такие плоскости на бумаге, которые записаны мелким почерком, записаны стихами Мандельштама в несколько слоев друг на друга – горизонтальные, вертикальные. Получается некое такое абстрактное изображение. В данном случае "Черный квадрат". Это была еще эпоха до всякой гласности, эпоха самиздата, время, когда стихи переписывали. Я как раз в это время дружил с Надеждой Яковлевной Мандельштам, которая просто в своей памяти сохранила поэзию великого русского поэта Осипа Мандельштама.

- Такого рода эксперименты с текстом на бумаге практиковали еще авангардисты. А чем леттризм отличается от их новаций?
Pдесь рисунок возникает из записанной поверхности, из букв, из слов

- Я уже один раз говорил об этом в Америке. Там тоже собирались делать такую выставку. Алла Розенфельд, которая была куратором этой выставки, считала, что как раз в 60-70-х годах было такое проявление в западном искусстве. Когда я учился в художественной школе, был тогда музей Маяковского. И вот в середине 50-х годов я туда пришел, и мне выдали футуристические книжки, где были не только изображения, а от руки написанные тексты, литографские тексты, сделанные при помощи резиновых печатей и так далее. Эти издания знаменитые. Для меня, во всяком случае, исток моих работ в этом направлении - русский футуризм, русский авангард. В это время, поскольку был близкий сплав поэзии и художников, как раз и возникло такого рода искусство, когда буквы стали изображением.

- Вернемся к вашей работе. Для того, чтобы прочитать этот текст, нужен не просто труд?

- А его не надо читать!

- Я это и хотела сказать.

- Дело в том, что читать стихи Мандельштама надо в книге. А это визуальный объект. Просто я пользуюсь текстами, чтобы создать этот объект. Это определенный смысл имеет. И визуально это интересно получается, потому что здесь рисунок возникает из записанной поверхности, из букв, из слов и так далее.

- Тем не менее, вы ведь не случайно выбирали, а брали конкретный текст, конкретного автора, хоть и не предполагали, что зритель подойдет и станет читать.

- Можно прочесть. Здесь написаны все слова. Но когда в несколько слоев, то это уже трудно.

- Да, отдельные фрагменты легко читать, а то, что поверх уже с трудом.

- Да, с трудом, но это неважно. Дело в том, что есть такое явление средневековья - палимпсест. Это когда на старых античных рукописях средневековые авторы затирали пергамент и сверху писали свои новые тексты, а те сквозь них проступали. В каком-то смысле здесь есть такая ассоциация.

Надо сказать, не только произведения Александра Юликова, но все леттристские работы предполагают некие ассоциации, вызванные именно текстами на работах художников.

Российский Открытый (Международный) фестиваль документального кино АРТДОКФЕСТ / Russian Open Documentary Film Festival “Artdocfest”
XS
SM
MD
LG