Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Способны ли идеи Рейгана возродить республиканскую партию


Юрий Жигалкин: Способны ли идеи Рейгана и его пример возродить республиканскую партию? Классик американской литературы судит незваного соавтора. У микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
Через восемь месяцев после сокрушительного поражения на президентских и парламентских выборах, через пять месяцев после начала президентства Барака Обамы, пришедшихся на глубокую рецессию, стало ясно, что республиканская партия оказалась неспособна найти свой голос и предложить некую альтернативу идеям демократов. Демократы во главе с популярным Бараком Обамой, воспользовавшись кризисом, бросили решительный вызов святая святых республиканцев - ее идеологии: меньше правительства, больше свободы, казалось, окончательно победившей с рейгановской революцией. Под лозунгом предотвращения коллапса финансовой системы и производственной базы страны президент-демократ и контролируемый демократами Конгресс уже совершили свою революцию, они взяли под контроль государства крупнейший страховой концерн, крупнейшего автопроизводителя, не исключено, государство получит контрольный пакет акций не столь давно крупнейшего банка. Барак Обама, используя методологию Рональда Рейгана, начинает решительные реформы, которые расширят роль государства во многих областях жизни, и вводит Америку в гигантские долги ради проведения реформы медицинского страхования, несмотря на огромные экономические проблемы. А республиканцам нечем ответить. Они неожиданно для себя выяснили, что имя Рейгана в их устах, постоянные ссылки на его наследие не приносят им популярности. Во время предвыборной кампании кандидаты-республиканцы пытались доказать свое право назваться наследником Рейгана, не сработало. Слова кандидата Обамы, провозгласившего тогда, что финансовый кризис вынес окончательный вердикт философии Рейгана, явно совпали с ощущениями многих избирателей. Сегодня большинство американцев может быть встревожено растущими долгами государства, американцы могут быть против выкупа государством обанкротившихся автопроизводителей, но они поддерживают, как показывают опросы общественного мнения, президента Обаму. Что делать? Ответы нынешних претендентов на роль лидера республиканской партии - от необходимости тихо отойти от рейгановских принципов до заявлений о том, что сегодня партии необходим политик рейгановского размаха и убеждений. А вот каков рецепт известного политолога Дона Рэктера, президента Института общественного интереса. С ним беседовал Ян Рунов.

Дон Рэктер: Ситуация не требует нового Рейгана. Америке нужен человек, который сумеет в доходчивой, актуальной и современной форме донести до американцев основные принципы республиканской партии. Причем, донести не в негативной форме, а в позитивной. Рейган выступал за ограничение роли правительства и правительственного аппарата, за снижение налогов и сокращение государственных расходов. Но он подавал эту идею с оптимизмом и юмором, умело убеждая американцев в том, что чем меньше государство вмешивается в дела своих граждан, в процессы рыночной экономики, тем лучше. Нынешние лидеры республиканской партии больше говорят "нет", чем "да", они не выглядят созидательными. Я не согласен с теми, кто считает, что надо менять сами идеи республиканской партии. Надо искать людей, которые смогут облечь в новую форму вечные ценности республиканского движения и его лидеров - Линкольна, Теодора Рузвельта, Барри Голдуотера и Рейгана. Среди тех, кто голосовали за Обаму, не все разделяли его взгляды по отдельным вопросам, но хотелось уйти подальше от разочарований предыдущих восьми лет, когда республиканская администрация не выполняла своих обещаний и все дальше уходила от республиканских принципов.

Ян Рунов: Демократы нашли Барака Обаму - лидера, внушающего оптимизм и предложившего позитивную программу. Есть ли подобный лидер у республиканской партии?

Дон Рэктер: Немало тех, кто хотел бы стать республиканским кандидатом на пост президента в 2012 году. Был таким очень красноречивый сенатор из Невады Джон Энсайн, но он опозорился своей внебрачной связью с подчиненной. Возлагались надежды на губернатора Луизианы Бобби Джиндала, но его ответ на выступление президента Обамы не произвел большого впечатления, и с тех пор он ушел в тень. Ньют Гингрич сейчас на виду, часто выступает с критикой в адрес демократической партии, но вряд ли за ним пойдет большинство американцев. Губернатор Калифорнии Шварценеггер достаточно популярен, но он не родился в Америке и по закону не может стать президентом. Губернатора Аляски Сару Пэйлин многие республиканцы любят, видят в ней реально мыслящего лидера. Ей близки идеи Рейгана. Но ей очень не хватает политического опыта, и вряд ли она наберет его к 2012 году. Из других потенциальных кандидатов в республиканские лидеры можно назвать бывших губернаторов Массачусетса и Арканзаса Ромни и Хакаби, но у каждого многовато уязвимых мест в их позиции по ряду вопросов. Тут важно быть консервативным, но в меру, ближе к республиканскому центру, то есть к той позиции, какой придерживался Рейган.

Ян Рунов: Дон Рэктер из Института общественных интересов пока не видит никого, кто обладал бы такой яркой индивидуальностью, как Рональд Рейган, и кто мог бы подать давно проверенные принципы в новой, яркой, внушающей оптимизм форме.

Юрий Жигалкин: Ну а пока демократы приветствуют начало новой эпохи. Как сказал ближайший советник Барака Обамы Дэвид Акселрод, Обама, как и Рейган, знаменует собой период окончания гегемонии одной партии, оба они были кандидатами эпохи перемен.
XS
SM
MD
LG