Ссылки для упрощенного доступа

Общественные организации Ингушетии готовят чрезвычайный общенациональный съезд


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Андрей Шароградский: Общественные организации Ингушетии выступили с инициативой созвать чрезвычайный общенациональный съезд, на котором должна быть проанализирована ситуация в республике после покушения на президента Юнус-Бека Евкурова. Власти Ингушетии не поддержали инициативу проведения чрезвычайного съезда. Ингушская оппозиция не скрывает, что намерена просить Москву временно назначить руководителем республики Руслана Аушева.

Олег Кусов: Из Ингушетии вчера вернулась глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Представители двух общественных организаций республики обратились к ней с просьбой оказать помощь в организации и проведении съезда ингушского народа. По конституции Ингушетии, съезд народа является верховной власть в республике, напомнила Людмила Алексеева.

Людмила Алексеева: Это инициировала активная часть граждан. По инициативе представителей двух организаций - "Мехтхела(?)" и "Справедливая Ингушетия". Они вот решили, что должен собраться внеочередной Съезд народа Ингушетии. По конституции Ингушетии, этот Съезд народа Ингушетии является верховной властью в Ингушетии, он должен собираться, по конституции, ежегодно. Президент Аушев собирал его ежегодно. Президент Зязиков его ни разу не собирал. Президент Евкуров собрал последний 6-й Съезд народа Ингушетии. И вот теперь возникла идея собрать внеочередной, чрезвычайный Съезд народа Ингушетии, чтобы решить такой вопрос: как бы народ хотел прожить этот, может быть, и долгий период времени до того, как президент Евкуров сможет приступить к своим обязанностям. У него тяжелое положение, и скоро это вряд ли произойдет. Поскольку я являюсь членом Совета по содействию гражданскому обществу и правам человека при президенте Российской Федерации, то они обратились ко мне с просьбой, чтобы представители нашего совета были наблюдателями за организацией этого съезда и за его работой, наблюдателями и советниками.

Олег Кусов: Ингушские власти идею общественных организаций не поддержали. Есть предположение, что организаторы общенационального съезда намерены повести на нем разговор о возвращении в республику Руслана Аушева в качестве временного руководителя. Сам Аушев еще вчера выразил готовность возглавить Ингушетию до выздоровления Евкурова. Советник президента Ингушетии Мусса Плиев полагает, что если съезд и состоится, то на нем не будут говорить о кандидатурах на пост исполняющего обязанности президента.

Мусса Плиев: Исполняющий обязанности президента у нас и по конституции есть, он осуществляет свои полномочия - Гайсанов. Поэтому я думаю, что все-таки даже если этот съезд будет, наверное, задача не в том, чтобы выдвигать кандидатуры, я так думаю. У нас президент Евкуров официально является президентом республики, но сейчас в связи с этими событиями временно он не работает. Поэтому постановка вопроса на съезде, даже если бы он был бы, о каких-то кандидатурах могла быть только в том случае, если место вакантно. Но сейчас, я думаю, не совсем правильно и неэтично сейчас - ставить вопрос о кандидатурах, возможных назначениях.

Людмила Алексеева: Люди хотят, чтобы Евкуров вернулся.

Мусса Плиев: Но, возможно, на съезде могут быть другие вопросы. Я не думаю, что даже если этот съезд будет назначен, это будет главным вопросом. Наверное, скорее всего, насколько мне понятно, Людмила Михайловна, на съезде планируют обсудить ситуацию в республике.

Олег Кусов: Мусса Плиев заметил, что вопрос о назначении Руслана Аушева руководителем не стоит.

Мусса Плиев: Я тоже за, если будет такая необходимость. Аушев - это очень известная политическая фигура, человек, который очень много сделал для Ингушетии, человек, благодаря которому, возможно, Ингушетия в первое время чеченской войны не была втянута в эту игру. Поэтому если будет такая необходимость, если такое решение будет принято, опять-таки такое решение может быть только принято президентом России, я думаю, что это нормально, но сейчас такой вопрос не стоит.

Олег Кусов: Член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов напоминает, что на Кавказе генералы уже руководили республиками, и у каждого из них был свой стиль.

Александр Черкасов: Я не берусь говорить о перспективах назначения того или иного действующего или известного в прошлом российского политика на управление Ингушетией в период, пока Юнус-Бек Евкуров находится в больнице. Я могу сравнивать всего лишь с теми действиями разных людей. У нас на Кавказе много разных военных успели поруководить республикой. И оказывается, что генеральские погоны не означают сами по себе тот или иной стиль руководства. Вспомним генерала Дудаева и Аушева и разные результаты, к которым они привели свои республики. Можно сравнивать генерала Аушева и Мурата Зязикова: боевого генерала, имевшего большой опыт не только боевых действий, но и ответственности за многих вверенных ему людей, сменил паркетный чекист, который, похоже, не привык ни за что отвечать, а лишь исполнять указания сверху, и он дал абсолютный карт-бланш федеральным силовикам на действия в Ингушетии, и мы сейчас видим, к чему это привело. По сути дела, это самая горячая точка на Северном Кавказе со второй половины прошлого года. Евкуров пытался это все разгребать.
Евкуров, опять-таки в отличие от Зязикова, в чем его, может быть, сходство, сходство стиля его действий с Русланом Аушевым, - это человек, привыкший к реальной ответственности за людей и не отгородившийся от них. Ингушетия наша совсем маленькая - несколько сотен тысяч человек. Аушев знал каждого директора школы. Зязиков отгородился ото всех; когда он ехал по республике - перегораживали и очищали от машин целиком улицы. Евкуров пошел в мечеть, Евкуров общался с людьми, Евкуров общался и с родственниками боевиков, Евкуров общался с кровниками, пытаясь прекратить кровную месть. Он пытался противостоять тенденции, которая, к сожалению, всюду на Кавказе восторжествовала, когда контртеррор становится едва ли не хуже террора, и власть - это не менее страшный источник опасности для людей, чем подполье. Евкуров пытался сделать так, чтобы власть защищала людей от террористов, и чтобы люди в это поверили. И в этом отношении стилистически Евкуров похож на Руслана Аушева.
Я не берусь говорить, кто будет курировать республику в ближайшее время, но замечу, что стиль действий в соседней Чечне, казалось бы, весьма эффективный, основан совершенно на другом: не на опоре на общество, а на тотальном контроле за обществом; не на попытке примирения и прощения, но на мести боевикам, не только боевикам, но и их родственникам. Пример - проходившее с лета прошлого года сожжение домов родственников боевиков в Чечне. Подобная смена стиля означала бы крушение всего того, что успел начать в республике Юнус-Бек Евкуров.

Олег Кусов: Так считает член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
XS
SM
MD
LG