Ссылки для упрощенного доступа

Итоги переговоров Дмитрия Медведева и Эмомали Рахмона


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Евгения Назарец: Сегодня в Киргизии на озере Иссык-Куль состоится неформальный саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В организацию входят Россия, Киргизия, Армения, Таджикистан, Белоруссия, Узбекистан и Казахстан. Этот военно-политический проект крайне важен для Москвы. И реализация его пока проходит не совсем гладко. Среди стран ОДКБ, имеющих напряженные отношения с Россией - Таджикистан и Белоруссия. Ее президент Александр Лукашенко вовсе проигнорировал прошлый саммит ОДКБ в Москве.
Накануне встречи ОДКБ президент России Дмитрий Медведев приезжал в Таджикистан, где состоялись его переговоры с президентом этой страны Эмомали Рахмона. За этими переговорами следил журналист, эксперт по постсоветской Азии Аркадий Дубнов. С ним беседовал мой коллега Михаил Саленков.

Аркадий Дубнов: Переговоры Медведева и Рахмона выглядели странными, во всяком случае, для прессы. Такое впечатление, что президентам России и Таджикистана нечего было сказать в объяснении того - смогут ли они решить очень щекотливые и деликатные проблемы взаимоотношения в военной области, то есть о размещении российской 201-й военной базы в ее новых условиях, о требуемой с таджикской стороны оплаты для пребывания этой базы, а также за возможность увеличения военного присутствия России в других инфраструктурах. Никаких подробностей относительной этой проблематики переговоров в Душанбе не появилось, я думаю, и не появится. Такое впечатление, что Россия сейчас пытается найти какие-то развязки для решения этой проблемы, учитывая достаточно неожиданное и жесткое поведение Эмомали Рахмона.
Что же касается изменения статуса русского языка в Таджикистане, это было, разумеется, неожиданно для Москвы. Но вышедший вчера к журналистам помощник президента России Сергей Приходько сделал все возможное, чтобы понизить пафос унитарного аспекта конфронтации между Москвой и Душанбе. Он говорил, что по большому счету Россия не так уж и озабочена этими проблемами, понимая, что Эмомали Рахмон сам стремится посылать таджикских студентов учиться в Москву, открывать здесь филиалы российских университетов. Такое впечатление складывается, что Москве очень неудобно сегодня выводить на поверхность такие щекотливые вопросы.

Михаил Саленков: Аркадий, если возвращаться к теме ОДКБ, к саммиту ОДКБ в Киргизии, что можно сказать - насколько успешны будут эти переговоры?

Аркадий Дубнов: Я бы начал с того, что, нарушая всякие традиции, этот неформальный саммит ОДКБ проходит без участия журналистов. Приглашены только личные операторы, фотографы и, может быть, по одному корреспонденту информационных агентств. Это может говорить о том, что там тоже будут очень непростые переговоры, связанные с ситуацией внутри самого близко ориентированного на Россию круга государств СНГ. Понятно, что лидеры Узбекистана и Белоруссии, которые приехали в Киргизию, но после того, как они отказались от поездки для участия в саммите в Москве ОДКБ, будут выставлять свои особенные требования к идее о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Понятно, что Ислам Абдуганиевич Каримов подробно изложит свои возражения и свое восприятие нежелательности создания новых военных баз России вблизи границы Узбекистана. Понятно, что президент Белоруссии будет разменивать свое согласие на активное участие в этих силах на другие преференции в свой адрес. Я думаю, что, если в целом говорить, саммит на берегу Иссык-Куля будет таким праздничным моментом истины для этой организации. Медведеву придется приложить очень много дипломатических и, я бы сказал, человеческих усилий, чтобы сгладить возникающие противоречия и трудности внутри этой организации. В этой организации совсем не все так замечательно. Будущее ее весьма туманно.
XS
SM
MD
LG