Ссылки для упрощенного доступа

Московский городской суд огласил приговор по делу о коррупции в ФОМС


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.

Кирилл Кобрин: Сегодня Московский городской суд огласил приговор по делу о коррупции в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Основные фигуранты дела - заместители директора ФОМС Наталья Климова и Юрий Яковлев - осуждены каждый на 9 лет заключения, а экс-директор Андрей Таранов - на 7 лет. Каждый из них должен выплатить штраф в 1 миллион рублей.

Тамара Ляленкова: На скамье подсудимых оказались люди, главным образом чиновники Фонда обязательного медицинского страхования, которые, как доказало обвинение и подтвердили присяжные, своими действиями причинили ущерб органам власти. Напомню, что руководство ФОМСа обвинялось в получении взяток от руководства территориальных фондов, а также фармацевтических компаний.
Приговор суда комментирует адвокат бывшего директор фонда Андрей Таранова Нина Нилус.

Нина Нилус: Абсолютное большинство подсудимых получило низшую санкцию, то есть 7 лет лишения свободы. Учитывая, что санкция за инкриминируемые им преступления - от 7 до 12 лет лишения свободы, то есть они получили минимальный срок. Ниже получили только две подсудимых - это Фролова и Маркова, то есть те лица, на чьих показаниях было основано обвинение. Однако Фролова и Маркова находились на свободе, а теперь они арестованы прямо в зале суда и будут отбывать лишение свободы реально. Это было совершенно неожиданно для всех нас. Почему-то мы были убеждены, что правоохранительные органы сдержат свое слово, и Маркова и Фролова будут осуждены к условному лишению свободы. Однако государственные обвинители попросили реальный срок лишения свободы, и суд приговорил их к отбыванию лишения свободы реально в течение четырех лет. Это было большой неожиданностью и для Марковой и Фроловой, и для их защитников, и даже для нас, защитников других подсудимых. В отношении Быковой дело приостановлено в связи с инсультом. Хохлынов и Фомина оправданы. И Смердов получил 1 год 6 месяцев лишения свободы в колонии-поселении, и он не был взят в зале суда под стражу, он самостоятельно будет следовать к месту отбывания наказания. Мера пресечения ему не была изменена, он остался на свободе пока.

Тамара Ляленкова: То есть ход судебного разбирательства закончился логически закономерно, на ваш взгляд?

Нина Нилус: Нет, я считаю, что он окончился совершенно по-другому. Я считаю, что государственный бюджет никогда не сможет удовлетворить потребности населения в бесплатном здравоохранении. Это системный конфликт, и этот системный конфликт не может быть решен за счет уголовного преследования сотрудников Федерального фонда либо иных любых лиц. Система выпустила пар - таково мое мнение, но системе не смогла за три года решить проблемы, стоящие перед здравоохранением.

Тамара Ляленкова: Александр Садуков, адвокат заместителя директора ФОМС Натальи Климовой, которую суд приговорил к девяти годам лишения свободы, считает, что приговор излишне суров.

Александр Садуков: Защита считает, что приговор чрезмерно суровый. И надо отметить, что он беспрецедентен со своей суровости и жесткости. То есть ранее по данным обвинениям таких приговоров не выносилось, во-первых. Во-вторых, мы считаем, конечно, что суд не в полной мере учел все те обстоятельства, на которые мы ссылались, потому что мы считаем, что присяжные испытывали на себе некоторое давление, процессуальные нарушения, выразившиеся в ограничении нашего права предоставлять доказательства и в использовании судом недопустимых доказательств - такие процессуальные нарушения имели место. И мы считаем, что если бы присяжные могли воспринять все материалы дела или, по крайней мере, ту их часть, которую нам представить не дали возможности, то вердикт мог бы быть другим.

Тамара Ляленкова: Дело о коррупции в ФОМС - редкий пример судебного разбирательства такого крупного масштаба, считает руководитель Общественного антикоррупционного комитета Антон Беляков.

Антон Беляков: Во многом это такое штучное дело, я бы сказал. Если взять статистику граждан, осужденных по статье "Коррупция" за прошлый год, то мы узнаем, что из 13 тысяч возбужденных уголовных дел 90 процентов - это уголовные дела с суммой взятки от 500 рублей до нескольких тысяч рублей, и в основном осужденные люди - это преподаватели, врачи и рядовые сотрудники налоговых и проверяющих органов. И конечно, эта статистика не отражает реальной ситуации с коррупцией в нашей стране. И в этой связи вот такие дела, как дело Фонда обязательного медицинского страхования, когда действительно более-менее значимые сотрудники попали в поле зрения правоохранительных органов, это штучное дело. Говорить о том, что эти дела легкие для правоохранительных органов, не приходится, в том числе и потому, что нужно понимать, что почти всегда в такого рода делах существует некая политическая подоплека: либо это некий передел сферы влияния, либо это некое, может быть, даже внутрикорпоративное сведение счетов, когда кто-то начинает давать правоохранительных органам информацию, которую в обычных обстоятельствах он бы никогда не дал. Самая большая проблема коррупционеров на Западе - это не взять деньги, хотя и это тоже сложно, а потратить. А в нашей стране давайте выедем по Рублевскому шоссе за пределы МКАД - и мы увидим огромное количество вилл стоимость несколько миллионов долларов, которые принадлежат чиновникам, заработная плата которых составляет несколько десятков тысяч рублей в месяц.
XS
SM
MD
LG