Ссылки для упрощенного доступа

В Выборге продолжается фестиваль российского кино "Окно в Европу"


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Марк Крутов: В Выборге продолжается фестиваль российского кино "Окно в Европу". Вчера мы рассказывали о новом фильме Владимира Хотиненко, которым фестиваль открылся, а сегодня узнаем от нашего обозревателя Марины Тимашевой, работающей на фестивале, о других фильмах многочисленных конкурсных программ. Но сначала я хочу спросить Марину: в чем особенность организации фестиваля "Окно в Европу" по сравнению с другими выездными фестивалями, например, с тем же "Кинотавром"?

Марина Тимашева: В общем, здесь все не так живописно, как в Сочи, более сдержанно. И кинематографисты чем ближе к Европе, тем более строго себя ведут. В общем, все демократичнее. В Сочи, например, артисты питаются не в том же ресторане, в котором все остальные участники фестиваля. Или по звездной дорожке гости и участники фестиваля идут, а зрителя стоят по бокам за оградой. В Выборге же все столуются в одном ресторанчике гостиницы, а на открытии за военным оркестром следом все шли вместе с горожанами, просто с ними смешавшись. На "Кинотавре" очень элегантная и специально срежиссированная церемония открытия с выступлениями музыкантов и фрагментами всех фильмов - участников конкурса. А в Выборге короткие речи на ступеньках кинотеатра, и потом уже, в зале, представление жюри трех конкурсных программ. И здесь еще есть приз зрительских симпатий "Выборгский счет", перед каждым сеансом раздают анкеты: надо казать пол, возраст, профессиональную принадлежность и оценить фильмы по десятибалльной шкале. В общем, я бы сказала, что "Окно в Европу" демократичнее "Кинотавра", вот так.

Марк Крутов: И, собственно, о фильмах. Какие картины можно выделить в том многообразии, которым характерен этот фестиваль?

Марина Тимашева: Должны мы были посмотреть уже 6 конкурсных фильмов, но видели только 5. Отчего-то Лидия Боброва отменила просмотр своего фильма, он называется "Верую" и основан на рассказах Шукшина. Есть шанс, что его еще покажут, хотя когда режиссер капризничает, всякое может случиться. Скажем прямо, что капризничают и актеры. Вот чем-то недовольный, например, Виктор Раков, звезда театра "Ленком" (кажется, тем, что ехал в Выборг в обычном купе с соседями), уехал в Москву, отказавшись от участия в пресс-конференции по фильму "Двойная пропажа". Обиделся он на организаторов, но обидел, наверное, аудиторию, которая его любит и была бы рада его интервью.
Критики вообще могут считать себя обиженными на кинематографистов, потому что серьезно рассуждать о пяти конкурсных фильмах довольно сложно. Хочется говорить разве что о том, что все они сделаны при участии Министерства культуры, то есть оно выделило на них деньги. И в голову лезет кровожадная мысль: поймать тех, кто распорядился финансами таким образом, и в принудительном порядке заставить посмотреть все эти фильмы один за другим. Вот, например, "Государыня и разбойник", режиссер Екатерина Толдонова, посвящен мифической встрече Екатерины Второй и Емельяна Пугачева. Скорее, поверишь в реальность встречи, чем во все остальные подробности этого исторического экскурса. Ну, Екатерина тут хочет видеть Пугачева почти с той же силой, что Хлопуша: "Проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека!" Во-вторых, оказывается, Екатерина Великая и Пугачев - близнецы-братья, они бьются за свободу народа. В-третьих, Екатерина хочет заменить ему смертную казнь на ссылку и пробует переубедить дворян и священнослужителей, а те упорствуют да в таком тоне со своей государыней разговаривают, в каком никто уже с соседями давно не беседует. Снято все это как самый такой заурядный телефильм, и исполнительница роли Екатерины Второй разговаривает хоть с Потемкиным, хоть с Пугачевым совершенно одинаково суконным языком, и выражение ее лица вообще ни на секунду не меняется.
Еще один фильм - молодого кинематографиста Галины Мезенцевой "Окно для наблюдателя" по сценарию Дмитрия Липскерова. Ну, история писателя, который сочинил что-то невразумительное про другого писателя, который сочинил что-то, в свою очередь, писателя... Так, по крайней мере, в кино. И редкая птица долетит до середины этой мутной реки, то есть досидит до конца сеанса.
На фильме режиссера старшего поколения Валерия Ланскова "Двойная пропажа" можно было спокойно заснуть через полчаса, проснуться к финалу - и ничего не пропустить. Многообещающая завязка - во время сеанса в цирке пропала женщина, а с ней и сам фокусник - не привела ни в какой развязке. А соображение о том, что люди исчезают, и в мире ничего не меняется, вполне очевидно и не нуждается в двух часах экранного времени.
Четвертый фильм конкурса - "Ясновидящая" - снят Хотиненко-младшим. Опять, как в плохом американском кино, интересное начало, зритель клюнул - и дальше авторы могут себя не утруждать никакими хлопотами. Это ничего, что фильм стартует как драма, потом становится мистикой, заканчивается очередной стрелялкой, герой из молодого мажора преображается в Робин Гуда. В случае чего Илья Хотиненко может объявить себя постмодернистом.
Лучше прочих картина Алексея Карелина по сценарию Владимира Гуркина, автора пьесы "Любовь и голуби". Называется "Люди добрые". К ней тоже можно предъявить тысячу претензий, но это более-менее крепкая мелодрама, в ней достаточно живых и смешных диалогов, не банально развитие внутри любовного треугольника, и несколько хороших актерских работ. Во всяком случае, не возникает желание бежать из зрительного зала куда глаза глядят.
Если говорить о тенденциях в российском кино, то одна налицо: все чаще главными героями становятся священники, а также экстрасенсы. Вот и компания "Парадиз" готовит премьеру фильма "Поцелуй сквозь стену" - про человека, умеющего проходить сквозь стены. И стало быть, сюжет многих фильмов построен на чем-то иррациональном. Здравого смысла в современном российском кинематографе становится все меньше и меньше.
XS
SM
MD
LG