Ссылки для упрощенного доступа

С обещанием охраны


Акция памяти убитой правозащитницы Натальи Эстемировой в Берлине
Акция памяти убитой правозащитницы Натальи Эстемировой в Берлине
Пока президент Медведев призывает руководство Чечни изобличить убийц правозащитников, сотрудники приостановившего свою деятельность отделения правозащитного центра "Мемориал" в Грозном продолжают подвергаться давлению. Одному из них, свидетелю по делу об убийстве Натальи Эстемировой, следователь в разговоре с корреспондентом РС пообещал приставить охрану.

- Вчера вечером у одного из наших сотрудников Ахмеда Гисаева, который является свидетелем по делу об убийстве Натальи Эстемировой, а также свидетелем по делу о похищении Апти Зайналова (это дело, которым Гисаев занимался вместе с Натальей Эстемировой за несколько дней до ее смерти), произошел инцидент с правоохранительными органами, - рассказала корреспонденту Радио Свобода сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Екатерина Сокирянская. - Когда он возвращался домой вечером после следственных действий по делу Зайналова, его остановили вооруженные неизвестные, направили на него оружие и досмотрели. На вопрос, что происходит, ответили - "ничего не происходит".

Когда Гисаев сказал, что он работает в "Мемориале" и показал удостоверение, один из остановивших его людей ехидно спросил: "Это
Один из остановивших его людей ехидно спросил: "Это ваших сотрудников убили? А ты знаешь, за что их убили?"
ваших сотрудников убили? А ты знаешь, за что их убили?" После этого он взял паспорт Гисаева и отошел с ним в сторону, разговаривая по телефону. Возможно, передавал куда-то его паспортные данные.

Сегодня рано утром на улице, где живет Гисаев, проводилась "зачистка" (проверка домов на предмет хранения оружия и т.п. - РС) с участием военнослужащих. Довольно давно таких мероприятий в этом районе не было. Причем проверяли только нечетную сторону, на которой располагается дом Ахмеда Гисаева.

В группе военных, которые зашли во двор нашего сотрудника, был тот, который вечером накануне руководил группой вооруженных лиц, остановивших его и его жену. До этого в течение нескольких дней за Гисаевым была слежка, за ним следовала одна и та же машина "Волга". Номера этой машины он сообщил следователю Игорю Соболю, который руководит группой по расследованию убийства Натальи Эстемировой. Однако никаких мер по защите нашего сотрудника и свидетеля в рамках уголовного дела по убийству Эстемировой предпринято не было. Следователь ответил, что уже пробил номера "Волги". Оказалось, что вообще таких номеров не существует. О том, что сегодня рано утром в доме Гисаева проводилась зачистка, тоже известно следователю. Он сразу ему отзвонился. Однако следователь никаких действий не предпринял.

Мы сейчас предпринимаем меры, чтобы защитить нашего сотрудника. Мы опасаемся за его жизнь, поскольку именно такие действия, как слежка и зачистка, предшествовали похищениям и бесследным исчезновениям людей, о которых писал "Мемориал". Слежку за собой заметили и еще два сотрудника нашей организации, - сказала Екатерина Сокирянская.

С руководителем следственной группы Главного следственнонго управления Следственного комитета при прокуратуре России по Южному Федеральному округу Игорем Соболем, занимающейся расследованием убийства Эстемировой, корреспондент РС связался дважды. Первый разговор получился не очень конструктивным.

- Сотрудники "Мемориала" сообщили, что свидетель по делу Натальи Эстемировой Ахмед Гисаев заметил за собой слежку, у него проверяли документы вооруженные люди, а в его доме прошла "зачистка". К вам поступала такая информация? Прошла ли проверка?

- Конечно, поступала. Проводится.

- Еще двое сотрудников "Мемориала" заметили за собой слежку.

- Не знаю. Только по Гисаеву могу сказать.

- Вы как-то связываете эти события с тем, что он был свидетелем по делу Эстемировой?

- Можно, конечно, предполагать.

- Он возвращался со следственных действий, и у него проверили документы вооруженные люди.

- Нет, нет. Он просто шел домой, не со следственных действий.

- - В "Мемориале" сказали, что за Гисаевым следила "Волга" с такими-то номерами.

- Проверяем.

- А в "Мемориале" сказали, что вам передали сведения об этой машине, а вы проверили и ответили, что такая машина вообще не зарегистрирована.

- Вы что от меня хотите? Чтобы я вам информацию по делу дал? Я вам информацию по делу не могу дать.

- Понятно. А защита свидетеля не предусмотрена?

- Законом предусмотрена.

- А кто об этом должен ходатайствовать?

Гудки.....

Через некоторое время, перезвонив для уточнения, кто же должен ходатайствовать о предоставлении защиты свидетелю, корреспондент РС получил ответ. Следователь Игорь Соболь сказал, что, скорее всего, Ахмеду Гисаеву будет обеспечена охрана.

- Если выяснится, что свидетелям по делу Натальи Эстемировой что-то угрожает, кто должен ходатайствовать о защите свидетелей? Вы будете ходатайствовать?

- Конечно, будем. Нас самих эта проблема очень тревожит. Не думайте, что мы не думаем и не знаем. Все мы это знаем прекрасно.

- Когда будет принято решение?

- Думаю, до вторника мы решим этот вопрос. Именно с Ахмедом. Пока другим особо не угрожают, но его положение меня, честно


Пока другим особо не угрожают, но его положение меня очень тревожит...Я думаю, что охрану к нему приставим
говоря, очень тревожит.

- Что можно сделать?

- Я думаю, что охрану к нему приставим, - сказал Игорь Соболь.

За разъяснениями о том, почему сотрудники приостановившего свою деятельность грозненского отделения "Мемориала" могут до сих пор подвергаться давлению, корреспондент РС обратился к Екатерине Сокирянской:

- Каково ваше предположение, почему оказывается давление на правозащитников, если офис "Мемориала" уже закрыт?

- Дело в том, что мы не приняли окончательного решения - полностью мы приостанавливаем свою работу в Чечне или пока только на время приостанавливаем. На данный момент работа приостановлена. Окончательное решение о том, как мы будем работать и будем ли работать вообще, будет принято позже. Поэтому сейчас на нас оказывается давление. Возможно, действительно кто-то из наших сотрудников может быть подвергнут репрессивным действиям.

От оперативных работников военной базы Ханкала, которые сопровождали следственные действия по делу об убийстве Наташи, я
За офисом "Мемориала" установлена слежка. Оперативник предложил охрану
узнала, что за офисом "Мемориала" установлена слежка. 16 июля, после похорон Наташи, я выезжала с оперативными работниками в Урус-Мартан. Следственные действия, в которых я участвовала, закончились поздно вечером. Около 22:30 сотрудники привезли меня в офис Грозного, где меня ожидали коллеги. На следующий день один из оперативников сообщил мне, что накануне вечером они заметили, что за офисом следила машина "Лада Приора" серого цвета, в которой находились вооруженные неизвестные. Оперативный работник сказал мне, что после того как они меня проводили, эта машина последовала за ними. Оперативники заметили хвост, стали крутиться по городу. За ними неизвестная машина проследовала еще километра два-три, а затем отстала. Оперативник прямо мне сказал - имей в виду, что за вами следят, и предложил охрану, - сказала Екатерина Сокирянская.

Напомним, утром 15 июля сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова была похищена в Чечне, а позже ее тело с огнестрельными ранениями было обнаружено в Ингушетии. Первоначально дела о похищении и убийстве были возбуждены в Чечне и Ингушетии, а затем объединены в одно и переданы в Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России по Южному Федеральному округу. Убийство вызвало большой резонанс в мире. В расследовании предложили помощь эксперты ООН, однако предложение не было принято.

Убийства в Чечне продолжились: правозащитница Зарема Садулаева и ее муж Алик Джабраилов были похищены 10 августа в Грозном и на следующий день найдены убитыми. Садулаева возглавляла неправительственную организацию "Спасем поколение".

14 августа на пресс-конференции по итогам встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель президент Дмитрий Медведев заявил, что убийства правозащитников являются "вызовом руководству Чеченской республики" и "президент Чеченской республики должен сделать все от него зависящее для того, чтобы найти и изобличить этих убийц". Между тем руководитель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов предположил, что именно Кадыров ответственен за убийство Натальи Эстемировой. Кадыров подал в суд иск против Орлова о защите чести и достоинства.

Значение высказываний Рамзана Кадырова в эфире грозненского телевидения о том, что "эксперты, которые придумывают про Чечню" должны считаться равными преступникам" прокомментировал обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий.
XS
SM
MD
LG