Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники обеспокоены преследованиями оппозиционных активистов


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.

Кирилл Кобрин: Московские власти всячески препятствуют уличным выступлениям оппозиции - иногда находя лазейки в законе, а иногда и прямо его нарушая. С таким заявлением выступили сегодня в Москве правозащитники, обеспокоенные преследованиями оппозиционных активистов.

Данила Гальперович: Московская власть не мытьем, так катаньем запрещает оппозиционерам собираться там, где они хотят. Это констатируют правозащитники, которые в четверг познакомили журналистов с содержанием своих последних переговоров с московскими чиновниками по поводу одной из намеченных на ближайшее время оппозиционных акций. Сначала власти говорили, что место на Садово-Триумфальной площади не дадут под митинг в защиту свободы собраний, потому что там будет проходить спортивный праздник. Спортсмены, видимо, совсем не дорожат своим здоровьем, так как эта точка российской столицы - одна из самых загазованных. Потом, узнав, что на спортивный праздник придут в качестве наблюдателей председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и другие известные люди, чиновники спортивный праздник отменили, заявив, что там уже запланирован другой митинг, правда, какой именно организации - не сказали. Все эти увертки координатор правовых программ Молодежного правозащитного движения Дмитрий Макаров называет абсурдными...

Дмитрий Макаров: Санкционирование нигде не упоминает вообще за исключением уже устаревшей статьи, где говорится про акцию на ядерных объектах. Я сильно сомневаюсь, что в Москве есть ядерные объекты, тем более на Триумфальной площади. То есть в этом смысле термин "санкционированный", который вошел в обиход чиновников и в обиход отдельных журналистов, к сожалению, по-прежнему он там остается. Это совершенно некорректный термин. Власти не выдают разрешение, у нас уведомительный порядок. Граждане заявили о том, что они хотят реализовать свое право, - власти обязаны оказать им содействие. Если по каким-то причинам у них возникают сомнения в том, что эта акция может проходить на этой площади, потому что она занята и так далее, устраивайте согласительные процедуры, разговаривайте с организаторами первоначально заявленной акции, с организаторами иных заявленных акций, и пусть они также участвуют в определении того времени и места, где они хотят собраться, так же как и власть. И мне кажется, что именно эту обязанность власти забывают постоянно, хитря с регламентами, хитря с законами и так далее. Делают ли они это намеренно? На мой взгляд, намеренно.

Данила Гальперович: Очевидно, что отказы или переносы митингов оппозиции в места, где заведомо не может поместиться более двух сотен человек, только увеличивают напряженность между властью и политически активной частью общества. Об этом говорит лидер движения "За права человека" Лев Пономарев, напоминая, что в одном из регионов России нежелание местной власти прислушиваться к каким-либо общественным требованиям уже принесло крайне печальные результаты.

Лев Пономарев: Если будет так дальше продолжаться, то ситуация будет ухудшаться, и Москва будет превращаться в Кавказ. Это очень опасно. Честно говоря, я выхода не вижу на самом деле. У меня очень пессимистические предположения о том, что будет происходить. Нельзя говорить одни декларации, но ничего не делать для того, чтобы хоть как-то эти декларации соответствовали тем реальным шагам власти, которые она делает. Поэтому рано или поздно народ будет все-таки требовать. И экономический кризис этому будет способствовать, и молодежь, которая свободная, родилась уже после 1990 года, и будет требовать себе свобод. Пока она еще так особо, молодежь, не раскачалась. Но чем больше их будут прижимать, они будут любой свободы требовать. Это сейчас выходят, допустим, с политическими требованиями... Допустим, они будут требовать свободы общежитий, еще чего-то. Как бы жизнь страны идет по одним лекалам, а власть живет по другим лекалам. Законодательство, которое у нас возникло в 1990-е годы, законы у нас не такие плохие, в том числе закон о митингах. Поэтому будет все больше и больше противоречий возникать между реальной жизнью и забастовочных комитетов, и молодежи, студентов и этими "кремлевскими затворниками", которые сейчас думают только о том, как сохранить себе власть. Более того, они ведут себя уже неадекватно. То есть, казалось бы, им можно подсказать шаг, которым они могли бы сохранить власть, но они ведут себя ровно по-другому, раскачивая ситуацию. И на Кавказе сейчас ситуация такая: там нашлись люди, которые провоцируют бесконечные кровавые события, которые раскачивают ситуацию на Кавказе и отнюдь не способствуют сохранению власти. И такое может произойти и в Москве.

Данила Гальперович: Директор Института прав человека Валентин Гефтер также напоминает, что законы, разрешающие людям собираться и выражать свое мнение путем уличных акций, власть принимала сама и пока не отменила. Когда правоохранительные органы нарушают эти законы во имя выполнения своих служебных инструкций, сочувствующих у милиции и прокуратуры в обществе не прибавляется, говорит правозащитник.
В ряду противоборства московской власти и оппозиции стоят и задержание сборщиков подписей партии "Яблоко" в предвыборной кампании в Московскую городскую думу. Председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева уверена, что у этих задержаний есть двойная цель...

Людмила Алексеева: В данном случае я думаю, что и не только публичное появление норовят пресечь, а стараются просто уменьшить шансы кандидатов от партии "Яблоко" попасть в Думу, потому что они убедились, что кандидаты от партии "Яблоко" не карманные, а настоящие депутаты. И Митрохин, и Бунимович это очень доказали за этот свой срок. Именно поэтому я и выступаю... Я обычно не вмешиваюсь в ход предвыборной борьбы, но в данном случае правозащитники кровно заинтересованы, чтобы именно эти люди от "Яблока" прошли в Московскую городскую думу, потому что они реально защищали права москвичей, не только москвичей, права человека, реально и очень активно. То, что их задерживают при сборе подписей, говоря, что это якобы пикеты, то, во-первых, одиночные пикеты разрешаются, а во-вторых, ну, может быть, кто-то из милиционеров действительно недопонимает этого, но, судя по тому, что их все-таки отправили, этих сборщиков подписей, под суд, это показывает, что это не ошибки отдельных милиционеров и неграмотность отдельных милиционеров, а это, опять же, инструкция им, и инструкция, я думаю, именно от московских властей, потому что именно московские власти хотят получить полностью ручную Думу, в которой не было бы такого постоянно критикующего публичные действия депутата, как Митрохин или как Бунимович.

Данила Гальперович: Суды над сборщиками подписей за партию "Яблоко", обвиняемых в том, что они якобы организовывали пикеты с агитацией, регулярно переносятся из-за неявки проходящих в качестве свидетелей сотрудников милиции. По мнению правозащитников, в этом вполне выражена мера уважения московской милиции, да и московской власти вообще.
XS
SM
MD
LG