Ссылки для упрощенного доступа

Медведев впервые на трибуне ООН


Питтсбург готовится принять "большую двадцатку"
Питтсбург готовится принять "большую двадцатку"
Президент РФ Дмитрий Медведев в среду прибыл в США. За три дня пребывания в Нью-Йорке и Питтсбурге глава России примет участие в заседании Генассамблеи ООН, саммите Совбеза ООН, встрече "большой двадцатки", а также проведет ряд двусторонних встреч, в том числе, с американским коллегой Бараком Обамой, председателем КНР Ху Цзиньтао и новым премьер-министром Японии Юкио Хатоямой.

Медведев впервые за время своего президентства обратится к мировому сообществу с трибуны Объединённых Наций.

Владимир Кара-Мурза: В Нью-Йорке начала свою работу 64 сессия Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций. Форум продлится до 30 сентября. Его работа началась с общеполитической дискуссии, в которой примут участие свыше 120 глав государств и правительств, а также руководители внешнеполитических ведомств стран - членов ООН. Россияне могут видеть прямую трансляцию из Нью-Йорка. Дмитрий Медведев впервые за время своего президентства обратится к мировому сообществу с трибуны ООН. Это выступление будет в прямом эфире менее через час, вскоре после полуночи. В Нью-Йорке состоится ряд важных двусторонних переговоров. Российский лидер, в частности, встретится с американским президентом Бараком Обамой. Главной темой обсуждения станут детали нового договора по СНВ. Барак Обама, в частности, заявил Генассамблее о готовности своей администрации работать вместе с Россией над разработкой нового договора по СНВ. Дмитрий Медведев счел полезным это выступление президента США, о чем сообщил журналистам его помощник Сергей Приходько. Атмосферу открывшегося саммита глав государств - членов Совета безопасности ООН обсуждаем с директором Института США и Канады Российской академии наук Сергеем Роговым. Каких прорывов вправе ожидать мировое сообщество от открывшейся 64 сессии Генассамблеи ООН?
Четыре опоры, четыре столпа, на которых должна зиждиться политика мирового сообщества – это разоружение, укрепление мира и безопасности, сохранение планеты, то есть экология, борьба с изменениями климата, и вывод экономики из кризиса таким образом, чтобы кризис не повторился

Сергей Рогов: Я бы не стал использовать такие слова, как прорыв, поскольку Генеральная ассамблея ООН - это, в общем-то, мероприятие, где собираются представители 193 стран и высказывают свои взгляды, здесь редко принимаются какие-то принципиальные решения. Я думаю, на этой сессии будет несколько интересных вещей. Сейчас мы ждем выступления российского президента, а утром выступал президент Обама. Он вообще блестящий оратор, может быть, лучший со времен Джона Кеннеди. И произнес очень сильную речь, в которой старался продемонстрировать, что Соединенные Штаты отказались от односторонних действий и будут выступать за совместные действия со всеми другими членами международного сообщества. На мой взгляд, Обама изложил довольно серьезную программу того, что надо делать. Четыре опоры, четыре столпа, на которых должна зиждиться политика мирового сообщества – это разоружение, укрепление мира и безопасности, сохранение планеты, то есть экология, борьба с изменениями климата, и вывод экономики из кризиса таким образом, чтобы кризис не повторился. Конечно, это очень красивая риторика, но нельзя отрицать, что политика США при Обаме существенно изменилась по сравнению с Бушем-младшим - речь идет о тактике, но и о некоторых достаточно серьезных стратегических изменениях. Хотя есть и преемственность.

Владимир Кара-Мурза: Петр Федоров, журналист-международник, бывший руководитель русской службы "Евроньюс", рад присутствию мировых лидеров на Генеральной ассамблее ООН.
И я думаю, что от лидеров двух стран во многом зависит, поднимется ли престиж Организации Объединенных Наций или он будет падать

Петр Федоров: Как мне кажется, впервые за многие годы на сессии Генассамблеи присутствуют президенты и России, и США. Да, много разговоров идет о том, что важнейшие политические решения в последние десятилетия принимались либо в обход ООН, либо в противоречие решений ООН, либо без оглядки на мнение международного сообщества. Думаю, что присутствие двух мировых лидеров придает Генассамблее особый статус. И я думаю, что от лидеров двух стран во многом зависит, поднимется ли престиж Организации Объединенных Наций или он будет падать. Очень важно и то, что впервые за долгие месяцы встреча двух конфликтующих сторон, израильской и палестинской (возможно, это еще не точно), пройдет в кулуарах Генассамблеи ООН.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, нуждается ли в реформировании сам механизм Организации Объединенных Наций? Сегодня Муаммар Каддафи, например, призвал отменить право вето.

Сергей Рогов: Ответ простой - и да, и нет. Да - потому что устав ООН, принятый в 1945 году, когда еще только заканчивалась Вторая мировая война - до капитуляции Германии, до капитуляции Японии, зафиксировала ту расстановку сил на международной арене, которая тогда существовала. Сегодня мир изменился, и трудно понять, почему постоянными членами Совета безопасности не являются такие страны, как Япония или Индия, Германия или Бразилия. Но есть и вообще наднациональные образования - Европейский союз. Поэтому состав пятерки постоянных членов – это, конечно, анахронизм. Но дело в том, что в такой организации, как ООН, возможны только компромиссные решения. Это хорошо, но это и плохо. Если, скажем, включить в Совет безопасности на правах постоянных членов Индию или Бразилию, то африканские страны будут требовать, чтобы им тоже выделили место постоянного члена. Здесь есть соперничество между такими государствами, как Южноафриканская республика или Нигерия. Это создает ситуацию, когда реформа может принести негативные результаты и окончательно заблокировать какие-то серьезные действия со стороны Организации Объединенных Наций.

Что касается права вето... Те вещи, которые сказал Каддафи, - это критика устава, в котором зафиксировано равенство всех государств, даже самых маленьких, которые существуют в мировом сообществе, и признание принципа, что некоторые животные обладают большими правами, чем другие. Я имею в виду право вето пяти постоянных членов Совета безопасности. Конечно, это неравноправие, когда некоторые страны, тем более обладающие ядерным оружием (а все пять постоянных членов Совета безопасности обладают ядерным оружием), действительно более равные страны, чем все прочие члены мирового сообщества. Но если начать отменять право вето постоянных членов Совета безопасности, то можно только навредить. Предположим, если лишить Соединенные Штаты или Россию права вето, тогда крупнейшие державы, обладающие огромным силовым потенциалом, просто будут игнорировать Организацию Объединенных Наций, поскольку всегда можно собрать коалицию ста или больше государств, которые будут требовать что-то такое, что неприемлемо для этих наиболее крупных держав. Лига наций была построена на принципе абсолютного равенства, и мы знаем, что это привело ее к полному провалу во Второй мировой войне.

Поэтому, суммируя, реформа ООН нужна, но осуществлять ее надо очень осторожно и так, чтобы Организация Объединенных Наций больше соответствовала 21 веку. Но замахиваться на какую-то радикальную реорганизацию не стоит, потому что результатом может быть полный паралич ООН, превращение окончательно в пустую говорильню.

Владимир Кара-Мурза: Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады РАН, признает исторические заслуги ООН.

Виктор Кременюк: ООН сыграла свою позитивную роль, когда была "холодная война", в качестве того самого механизма, который все равно противников глобальных держал воедино, как единое человечество. Но с тех пор времена изменились, и ООН напоминает такую забюрократизированную систему, которая давно перестала решать проблемы, не умеет их решать. Но как старая мебель - выбрасывать жалко, где-то там стоит, чего-то выполняет.


Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG