Ссылки для упрощенного доступа

Партия власти вспомнила, что у нее нет программы


Программу "Итоги недели" ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Михаил Соколов и политологи Андрей Пионтковский и Станислав Белковский.

Дмитрий Волчек: В Петербурге сегодня прошел съезд "Единой России". Официальной идеологией партии власти объявляется консерватизм. О выступлениях Дмитрия Медведева, Владимира Путина и разговорах в кулуарах съезда расскажет специальный корреспондент Свободы Михаил Соколов.

Михаил Соколов: По доброй путинской традиции съезд «Единой России» начался с задержкой на 20 минут – национальный лидер и премьер не изменил своему правилу всюду вечно опаздывать. После хорового пения гимна съезд приветствовал президент России Дмитрий Медведев. Речь можно назвать кратким вариантом Послания, с призывом к модернизации.
Беспартийный глава "Единой России" Владимир Путин выступил с отчетом о работе правительства в стилистике съездов КПСС: в связи с кризисом в стране есть отдельные важные проблемы, но они решаться еще лучше. Самой конкретной в череде путинских цифр новостью было сообщение о начале программы утилизации: каждый сдающий машину старше 10 лет, получит чек на 50 000 для приобретения нового автомобиля российской сборки. Правительство разрешит Внешэкономбанку использовать пенсионные накопления граждан для приобретения банковских ипотечных бумаг, что приведет к удешевлению ипотеки до 10-11 процентов годовых.
Невзирая на кризис, власть продолжает работать со своим целевым электоратом – пенсионерами. Путин пообещал им повышение пенсий в 2010 году на 46 %. Хотя глава Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин переживает: социальная перегрузка бюджета ведет к повышению платежей бизнеса, что может замедлить выход страны из кризиса.
Формальный глав "Единой России" Борис Грызлов привычно стал выступать как на партхозактиве, объявляя дела правительства партийными проектами. Говорил о запрете экспорта круглого леса, борьба с алкоголизацией. Констатировал, что Россия больна коррупцией. Но не неизлечимо.
И Владимир Путин, и Борис Грызлов произнесли ритуальные фразы о необходимости политической конкуренции – в том же ключе рассуждал и президент Чувашии Николай Федоров:

Николай Федоров: Без должной политической конкуренции будь человек, политик семи пядей во лбу, они начинают деградировать. Это известная закономерность – застой и деградация. Думаю, что сильные политики за активную, интенсивную политическую конкуренцию, потому что это позволяет находиться всегда в хорошей форме интеллектуальной, политической, психологической. И это хороший тонус для развития экономики, обеспечения процесса в регионах, по России. Давным-давно обеими руками и ногами за то, чтобы на самом деле это сделать, а не оставлять на уровне красивых призывов.

Михаил Соколов: Слова о конкуренции есть, но что в Чувашии, что в России ее все меньше.
В выступлении президента Дмитрия Медведева – в отличие от других – появился намек, почему конкуренции нет:
Дмитрий Медведев: К сожалению, некоторые региональные отделения как "Единой России", так и других партий, надо признать откровенно, грешат. Все партийные структуры показывают подчас признак отсталости, сводят политическую деятельность лишь к аппаратным интригам, играм. Выборы призваны быть всенародным волеизъявлением, состязанием идей и программ. В результате этого иногда превращаются в некие истории, когда демократические процедуры путаются с административными. От таких людей нужно просто избавляться. Кстати сказать, от дурных политических привычек тоже.

Михаил Соколов: Номинальный глава государства призвал "Единую Россию" обойтись без административных излишеств, меняться и делаться более открытой. Но это не удивило депутата Государственной думы Андрея Макарова.

Андрей Макаров: Скажите, пожалуйста, кто у нас в стране не знает, что на любых выборах всегда есть доля административного ресурса. Что, открытие Америки что ли? Я не совсем понимаю – это что, сенсация? Демократия нужна людям – это ясно сказали и Путин, и Медведев, и Грызлов, строго говоря, это говорила "Единая Россия".

Михаил Соколов: Первый зампред Государственной думы Олег Морозов, решил уподобить "Единую Россию" унтер-офицерской вдове, и объявил, что она сама расширяет поле политической борьбы и для своих конкурентов:

Олег Морозов: Это понимание нового качества нашей политической системы и наших текущих политических дел. Мы живем в конкурентной политической среде. Мы сами своими руками создаем нормальные условия для функционирования всех политических партий, в том числе, которые борются против нас. А это создает для нас новые вызовы, более высокий уровень конкуренции, более высокий уровень публичности в дискуссии. Планки, которые нам предстоит преодолеть как политической силе в этой конкурентной среде. У нас традиционный соблазн власти всегда всем управлять, всегда все контролировать. Так устроен российский бюрократ, кстати, не только российский. Медведев это видит и понимает, что политическая система не может держаться на бюрократии и бюрократия не может контролировать все. И партия должна, как я уже сказал, действовать в конкурентной среде и опираться на политический ресурс, а не на ресурс администратора, который так же может быть членом партии.

Михаил Соколов: На съезде было решено, что "Единая Россия" будет теперь участвовать в дебатах и проводить праймериз, а также руководствоваться идеологией российского консерватизма. Что не противоречит задачам модернизации, объяснил полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев :

Виктор Ишаев: Противоречия здесь никакого. Просто длительное время мы с вами привыкли, что консерватизм – это что-то отсталое. Где у нас консервативная партия? В Англии. Кто больше провел реформ? Консервативная партия. Консервацию здесь нужно понимать как стабилизацию. Стабилизация – это основа для движения вперед.

Михаил Соколов: А глава международного комитета Госдумы Константин Косачев нашел свои идеал в Германии:

Константин Косачев: Консервативная модернизация? Да сколько угодно. Та же самая Германия – классическая консервативная идеология у ХДС-ХСС, а модернизация Германии, ей может позавидовать любая страна.

Михаил Соколов: Съезд свежеиспеченных неоконсерваторов, прошедший по заданному сценарию и без дискуссий, занял менее четырех часов чистого времени. Что и понятно: утомлять правящий класс опасно. Чисто визуальное впечатление очевидца: во главе страны и "Единой России" все те же люди, что правят Россией десть и более лет. И заметно: находясь при власти, они сильно постарели.

Дмитрий Волчек: Перед съездом эксперты полагали, что на нем еще раз подтвердится существование противоречий между президентом и премьер-министром. Оправдались ли эти прогнозы, спросил я политолога Андрея Пионтковского.

Андрей Пионтковский: Внешне сознательно демонстрировалось единство тандема. Это и торжественный выход пятерых вождей во главе с двумя самыми главными. И такая старательная дружелюбная мимика и жестикуляция сидевших рядом Путина и Медведева. Но в общем их выступления, на мой взгляд, несли противоположный посыл. Медведев продвинулся еще дальше по сравнению со своими предыдущими выступлениями в уничижительных характеристиках доставшегося ему от Путина состояния дел в отечестве. Экономика, которую назвать экономикой нельзя, нам нужна другая экономика, не основанная на откатах и взятках. А у Путина был такой часика на два доклад о достижениях на партхозяйственном активе, где он всячески демонстрировал свои успехи за последние годы, особенно в социальной сфере. Но еще ужасная ошибка, на мой взгляд, составителей его речей: он очень торжественно пообещал в 2010 году обеспечить жильем ветеранов Великой отечественной войны. Это, между прочим, через 65 лет после окончания войны, то есть людей глубоко на девятом десятке.

Дмитрий Волчек: Но это, наверное, в рамках консерватизма, который объявлен теперь идеологией партии власти.

Андрей Пионтковский: Они расшифровывали – это модернизация, основанная на традиции. Так, чтобы и медведевские волки были сыты, и путинские овцы целы, примерно так. Но раз вы заговорили об идеологах, то, на мой взгляд, самое любопытное мероприятие вокруг этого съезда – это были вчерашние выступления крупнейших пропагандистов Кремля перед делегатами съезда, представителями региональных лидеров, где они разъясняли вот эту новую политику партии. Особенно отличился господин Павловский, собственно один из создателей всей этой идеологии, путинской вертикали и с начала управляемой, а потом суверенной демократии, мельком сказав, что за прошедшие годы удалось укрепить и сохранить государство. Затем он обрушился очень резко на прошедшую эпоху, назвав ее уходящей в прошлое эпохой реакции. Когда молоденькая журналистка из зала вполне резонно спросила его, а кто же ответственен за то, что последние 10 лет оказались таковыми, он обозвал ее провинциальной дурочкой.

Дмитрий Волчек: Это очень смешно, как и вообще вся эта оруэлловская казуистика вокруг консервативной модернизации. Это все из цикла "правда – это ложь".

Андрей Пионтковский: Если говорить не об экономической, а о политической составляющей нашего путинско-медведевского бытия, то эта тема почти не затрагивалась, за одним, пожалуй, исключением – в выступлении Медведева тоже, на мой взгляд, прозвучал очень забавный пассаж. Он мягко пожурил партию, что на выборах она подменяет бюрократические процедуры административными. Видимо, он говорил о тех совершенно чудовищных злоупотреблениях и фальсификациях, которые произошли на последних октябрьских выборах. Но речь идет не о какой-то подмене содержимого, речь идет о серьезнейшем уголовном преступлении.

Дмитрий Волчек: Вот что думает об итогах съезда «Единой России» политолог Станислав Белковский:

Станислав Белковский: На мой взгляд, съезд "Единой России" показал, что президент Дмитрий Медведев дистанцируется от этой партии и скорее склонен оставаться надпартийной, внепартийной величиной. Никаких новых идей на этом съезде не прозвучало. Владимир Путин позиционировал себя по-прежнему как человек, который находится вне российской политико-экономической реальности, плохо понимает, что происходит в стране. В то же время он не вступил в "Единую Россию", чем подчеркнул, что свою собственную судьбу он не намерен до конца связывать с этой партией, а надо еще посмотреть, чем кончится дело в среднесрочной перспективе. Ну и, наконец, что бы ни произошло на этом съезде, ничто не смогло затмить недавнюю историю с транспортным налогом, которая красноречиво показала, что "Единая Россия" не является ни самостоятельным политическим субъектом, ни даже партией Владимира Путина. Она была, есть и будет кремлевской игрушкой, слепым и бессловесным орудием в руках администрации президента, кто бы ни занимал президентский пост.

Дмитрий Волчек: Может ли случиться, что эта игрушка ребенку наскучит?

Станислав Белковский: Теоретически – да. Пока для этого нет предпосылок, поскольку "Единая Россия" настолько покорна и сервильна, стойко выполняет все кремлевские поручения в ущерб репутации собственных лидеров и членов, что избавляться от этого чемодана без ручки просто пока нет необходимости. Но, естественно, ничего постоянного нет, и эта партия может быть распущена одним телефонным звонком из Кремля.
XS
SM
MD
LG