За много лет, чем бы я ни занимался, бизнесом или общественной деятельностью, суть была одна. Создать, организовать, руководить. Маленький, но сам себе начальник. Трижды генеральный директор, трижды президент общественных организаций, председатель правления. Может, чего и забыл. Человек, попробовавший руководящей работы, как тигр-людоед. Он перешел черту, отведал, и уже всегда будет стремиться к этому. Не возьмусь судить о воздействии власти верховной. Но в своей капле я находил отражение куда более крупных объемов. Немного лично знаком. Попробую поделиться тем, что иногда приходило мне в начальственную голову. Относительно честно.
Яго или кто там был прав. Сделавши своё дело, в смысле, выполнив предназначение, мавр должен уходить. Чтобы, как минимум, уступить место другому мавру. В идеале и тому другому, равно как и герою, победившему дракона, тоже не следует засиживаться на троне. Ибо процесс превращения в своего предшественника начинается уже на следующий день. Чисто теоретически очень важно вовремя с трона встать, тряхнуть мавританской прической и уйти вглубь экрана. Продолжить самореализацию в новом качестве. Вполне красиво и кинематографично. Тут или личность сильную, или закон, чтобы с ним, как с розеткой, не договориться. Но я же сам хозяин своих законов. И я оставлял одну руководящую работу только ради другой, более интересной или руководящей.
Тема сия многократно осмыслена и переосмыслена в искусстве и на кухнях. Истрепана, как старый пиратский флаг. Вопросы и ответы известны заранее. Полное понимание. Вы еще не начали говорить, а вам уже согласно кивают и поддерживают. Но вот взгляд на это дело с другой стороны. Вы тот самый мавр, герой и козел отпущения одновременно, отвечающий за благо семьи, деревни, района и т. д. Статус дает вам власть и вдруг отнимает свободу. Вам хочется бросить, но вы понимаете, что никакая свобода не даст вам этого удовольствия власти. Еще немного, и вы подсели. Функция стала сущностью. Как уйти и всё оставить? Мелкокорыстный мотив мавра и героя я не рассматриваю. В пределах его власти и так всё его. Перестать быть отцом родным? Перестать управлять и контролировать? Возможно ли это? Кто-то недоволен авторитарностью? Сеет смуту? Я не обижаюсь. Просто он неправ. Наказать и выгнать. Хуже всего, если вы более-менее справляетесь. Подопечные радостно здороваются и машут. Ближнее окружение заглядывает в глаза и настаивает на пожизненном исполнении вашего предназначения. Даже если вас на самом деле уже тошнит. А как им не верить? Каково им будет без вас? Да и вам без всего этого. Нет, не время ещё.
Некоторая сложность присутствует и в оценке момента. Завершенность предназначения не всегда очевидна. Особенно мавру. Порой кажется, что сделал не всё. И вообще, только начал. А если оставить, то зачем? И кому? Сомнения скупого рыцаря лишь бледная тень. Незаметно, откуда ни возьмись, начинаются проблемы с восприятием. Органы чувств покрываются грязью, слизью и прочей дрянью. Дружеская критика представляется незаслуженными оскорблениями. Врали становятся ценными советниками. И вот даже демократично, если говорить об общественных объединениях, избранный на нелегкую должность козёл отпущения вдруг становится дорогим нашим… И ревет по-медвежьему. Куда же вы? Не пугайтесь, я ведь тот самый, прежний. Нет?