Ссылки для упрощенного доступа

30-летие олимпийского бойкота


Москва, спорткомплекс "Олимпийский", построенный к Олимпиаде 1980 года
30 лет назад, в январе 1980 года, правительство США ввело экономические санкции против Советского Союза и приняло решение бойкотировать московскую Олимпиаду в ответ на советское вторжение в Афганистан.

27 декабря 1979 года советские войска вторглись в Афганистан для исполнения, как говорилось в официальном сообщении советского правительства, "интернационального долга". Президент США Джимми Картер немедленно заявил, что действия Москвы не останутся без ответа. 4 января он обратился к нации в прямом эфире:

"Крупные советские вооруженные силы вторглись в маленькое, неприсоединившееся, суверенное государство Афганистан, который до сих пор не входил в число оккупированных Советским Союзом сателлитов. Пятьдесят тысяч тяжеловооруженных советских солдат пересекли границу и теперь рассеяны по всему Афганистану в попытке покорить отчаянно защищающий свою независимость народ этой мусульманской страны.

Советы лживо утверждают, что они приглашены в Афганистан, чтобы помочь защитить эту страну от некой неназванной внешней угрозы. Но президент, лидер Афганистана до советского вторжения, был вместе с несколькими членами своей семьи убит после того, как Советы получили контроль над столицей Кабулом. Лишь несколько дней спустя в Афганистан был доставлен Советами новый марионеточный лидер. Это вторжение - чрезвычайно серьезная угроза миру, так как существует опасность дальнейшей советской экспансии в соседние страны Юго-Западной Азии, а также потому, что такая агрессивная силовая политика внушает тревогу другим народам мира.
Советский Союз должен понять, что его продолжающиеся агрессивные действия поставят под вопрос как участие спортсменов, так и присутствие в Москве зрителей, которые в нормальных обстоятельствах хотели бы посмотреть на Олимпийские Игры

Это циничное нарушение международного права и Устава Организации Объединенных Наций. Это целенаправленная попытка могучего атеистического правительства поработить независимый исламский народ."

Картер находился в тот момент в очень тяжелом положении. Его главной международной проблемой был захват в ноябре 1979 года американских заложников в Тегеране – эта проблема так и не разрешилась до его ухода в отставку. Нефтяное эмбарго, объявленное арабскими странами, привело к острому энергетическому кризису. Под вопросом была ратификация договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанного Картером и Брежневым в Вене в июне 1979 года. Афганская война стала рубежом, за которым вектор американской политики резко изменил направление. О разрядке пришлось забыть.

14 января Генеральная Ассамблея ООН 104 голосами против 18 осудила советское вторжение в Афганистан и призвала к немедленному, полному и безусловному выводу войск. Резолюция Ассамблеи не носила юридически обязывающего характера.

Помимо торговых и политических мер, президент США пригрозил Москве бойкотом Олимпиады 1980 года:

"Эти меры потребуют некоторой жертвы от всех американцев, но не может быть ни малейшего сомнения в том, что они отвечают интересам мира во всем мире и интересам безопасности нашей собственной страны. Они также находятся в полном соответствии с действиями наших главных торговых партнеров и других стран, разделяющих нашу глубокую озабоченность этой новой советской угрозой глобальной стабильности.

Хотя Соединенные Штаты предпочли бы не отказываться от участия в Олимпийских Играх, проведение которых запланировано этим летом в Москве, Советский Союз должен понять, что его продолжающиеся агрессивные действия поставят под вопрос как участие спортсменов, так и присутствие в Москве зрителей, которые в нормальных обстоятельствах хотели бы посмотреть на Олимпийские Игры."

Бойкот Олимпиады был для Москвы действительно чувствительным ударом. Его активно поддержали в первую очередь арабские и мусульманские страны, а также союзники Вашингтона. О своем решении бойкотировать московские Игры Джимми Картер объявил 23 января в ежегодном послании "О положении страны". На следующий день его поддержала Палата представителей – за бойкот проголосовали 386 членов палаты, против – всего 12.

26 января Национальный олимпийский комитет США решил не ехать на Игры в Москву.
Это такая честь - попасть в олимпийскую команду. И вот ты добился этого, и тут вдруг кто-то говорит: ну, в общем, знаете, я решил, что вы не поедете. Для спортсмена это просто катастрофа

В общей сложности в бойкоте участвовала 61 страна. Телекомпания NBC запратила 85 миллионов долларов за право трансляции соревнований. Однако сделка была застрахована от подобных форс-мажоров, и NBC удалось вернуть около 90 процентов своих средств.

Но в числе пострадавших оказались американские спортсмены. Среди тех, кто впервые должен был принять участие в Олимпийских Играх, был легкоатлет Карл Льюис, девятикратный олимпийский чемпион. Его триумфы начались с Игр 1984 года, а должны были начаться четырьмя годами раньше. Когда в США раздались призывы к бойкоту пекинских Игр, Карл Льюис выступил против. Вот что он сказал в интервью Национальному общественному радио NPR.

- Многие считают, что спорт и политика не пересекаются. На самом деле они пересекаются в тот самый момент, когда ты надеваешь спортивную форму. Я был в олимпийской команде 1980 года. Мы бойкотировали игры, потому что президент Картер сказал: если вы поедете в Москву, мы лишим финансирования американский Олимпийский комитет. Поэтому мы остались дома. Большинство из нас не понимали, каким образом наше неучастие может повлиять на ситуацию.

Вопрос. Это было сделано потому, что игры проводились в Москве и вследствие вторжения Москвы в Афганистан. Такова была политическая причина этого решения?

- Такова была политическая причина, верно. Оглядываясь назад, я вижу: президенту Картеру, конечно, нужно было что-то предпринять тогда, потому что для него это было сложное время. Но ирония заключается в том, что спустя годы мы очутились в Афганистане в противоположной роли. Так что мое мнение такое: надо проявлять большую осторожность в таких делах, потому что Олимпийские Игры – редкое событие, спортсмен способен участвовать в них всего два раза в жизни. И это такая честь - попасть в олимпийскую команду. И вот ты добился этого, и тут вдруг кто-то говорит: ну, в общем, знаете, я решил, что вы не поедете. Для спортсмена это просто катастрофа. Особенно если у него есть шанс выиграть золотую медаль и встать на высшую ступеньку пьедестала.

Вопрос об эффективности санкций поднимается в Америке всякий раз, когда эти санкции вводятся. Однозначного ответа на него не существует. Но решению афганской проблемы 30 лет назад они явно не помогли.

Фрагмент аналитического журнала "Время и мир".
XS
SM
MD
LG