Ссылки для упрощенного доступа

Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова: будем помнить


Год назад, 19 января 2009 года, в Москве недалеко от станции метро "Кропоткинская" были убиты известный адвокат Станислав Маркелов и журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова. Нападение произошло, когда они вместе возвращались с пресс-конференции. Маркелов занимался делами, связанными с военными преступлениями, а также правозащитной и экологической тематикой, Бабурова - неформальными молодежными движениями, в том числе неонацистскими.

Во вторник в российской столице прошли согласованные с мэрией города акции памяти по трагически погибшим Маркелову и Бабуровой. Петербургские анархисты и активисты организации "Автономное действие" провели в Питере свою акцию в виде большой уличной экспозиции - на ограде Музея политической истории они расклеили плакаты с портретами майора Евсюкова и полковника Буданова как значимых персонажей политической действительности последних лет, а также антифашистов и политических активистов, адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.

Владимир Кара-Мурза: Сегодня в Москве задержаны несколько участников пикета в память об убитых год назад адвокате Станиславе Маркелове и журналистки Анастасии Бабуровой. Сегодня же президент России Дмитрий Медведев принял решение о создании Северокавказского федерального округа, на должность вице-премьера и полпреда президента в этом округе назначается Александр Хлопонин, занимавший пост губернатора Красноярского края с 2002 года. Сегодняшние события мы обсуждаем с их очевидцами Ольгой Мирясовой, сотрудником Института коллективного действия, Надеждой Прусенковой, пресс-секретарем "Новой газеты" и Зоей Световой, обозревателем газеты "Новые известия". Как вы оцениваете сегодняшнее поведение московских властей?
Что меня больше всего поразило, что по бульвару ехало два автобуса, прямо по самому бульвару, по снегу

Зоя Светова: Я хочу сказать, вы сказали, что было задержано несколько участников, насколько я слышала, было задержано несколько десятков, по-моему, около 50 участников. И я оцениваю плохо. Я была на Петровском бульваре и вроде внешне казалось, что милиция ведет себя корректно, но было сделано все, чтобы задержать участников этой акции. Было очень много молодежи, мне кажется, что на Петровском бульваре было 500 человек. В основном это были молодые ребята. Что меня больше всего поразило, что по бульвару ехало два автобуса, прямо по самому бульвару, по снегу. Вы знаете, такой образ, когда по снегу едет автобус, набитый ОМОНом, они специально проехали весь бульвар и встали около Трубной площади. Они ждали, что когда пойдут антифашисты или побегут, чтобы там их задержать и именно там задержали. И это было достаточно грубо, насколько я слышала. Конечно, антифашисты нарушили предписание, потому что они бежали с криками, во время пикета это не положено. Но мне кажется, здесь нужно было милиции проявить гибкость. Ничего плохого они не делали, ни на кого не нападали. Нужно было проявить гибкость и дать возможность выразить свои чувства, выразить свою скорбь. Потому что повод, почему они там собрались - это почтить память Анастасии Бабуровой и Станислава Маркелова. Мне кажется, здесь надо было быть человечнее.

Владимир Кара-Мурза: Стоило ли власти сегодня дистанцироваться от митингующих?

Надежда Прусенкова: Как мне кажется, здесь такой момент - ведь изначально акцию вообще запретили. И это было совершенно дикое решение московских властей. Все прекрасно понимали, что все эти претензии из-за сроков подачи заявки – это чисто формальные претензии. Потому что невозможно перенести эту дату убийства, их убили именно 19 числа, и невозможно сделать в угоду московским властям, чтобы эта дата была 21 числа, 25 или еще какого-нибудь. Есть факт, значит надо так. И тот факт, что сначала его запретили, а потом разрешили, можно было надеяться на компромисс. И раз уж этот компромисс достигнут, надо было, конечно, идти до конца в этом. Хотя, как мне показалось, милиция вела себя максимально корректно. Но не обошлось ни без провокаций, ни без силовых акций, ни без задержаний. То есть все-таки надо было придерживаться компромисса до конца. Понятно, что если люди, причем такое количество людей пойдет по бульварам, понятно, что это не будет тихо, это не будет без баннеров, это не будет без фотографий, это не будет без каких-то криков, лозунгов и кричалок просто потому, что невозможно все прописать в законе, невозможно формально к этому отнестись. Просто люди высказывают свой протест против того, что происходит, и это невозможно делать, молча идя от одного места до другого. То есть, конечно, я тут соглашусь с Зоей власти и должны, и могли были быть более человечны и более понимающие.

Зоя Светова: На Чистых прудах, насколько я слышала, там просто не дали, когда оратор говорил, у него вырвали мегафон, и потом, насколько я слышала, омоновцы пустили газ. И у меня там был сын на этом митинге, он сказал, что у него болит живот, потому что, видимо, он наглотался этого газа.

Владимир Кара-Мурза: Получила ли сегодняшняя акция политический оттенок вопреки желанию самих ее участников?

Ольга Мирясова: Конечно, изначально организаторы и хотели, чтобы у акции был политический оттенок. Мы не хотели делать скорбную акцию, просто акцию памяти. Поскольку акции памяти всегда деморализующе действуют на людей, если они проходят постоянно. То есть это скорее личное дело память о погибшем человеке, и по большому счету, человек всегда один на один остается с этой бедой, с этим горем. То шествие, которое проходило в прошлом году памяти Стаса и Насти, оно шло как шествие скорбное. И у молодежи осталось недовольством этим, потому что ее загоняют не в тот формат, они не того еще возраста, чтобы ходить постоянно на похороны и ходить молча, оплакивать, поминать как-то. А тут получается, именно этого от нее хотят. И идея с двумя пикетами появилась только потому, что не было согласовано в том формате акции, которая бы устроила организаторов, комитет 19 января, который был специально создан.

Владимир Кара-Мурза: Станислав занимался делом Буданова, был защитником семьи Кунгаевых. Сегодня президент назначил нового полпреда в Чечню фактически, потому что самый острый регион. Как вы считаете, удачно ли это решение?

Зоя Светова: Сейчас трудно пока сказать, пока непонятно, еще не прописаны обязанности его, чем он будет конкретно заниматься. Я не думаю, что речь идет только о Чечне, потому что Дагестан и Ингушетия довольно взрывоопасные регионы, там ему хватит работы. Я не знаю, насколько он сможет справиться с этой ролью, которую на него возложил Медведев. Такое достаточно неожиданное назначение. Перебирали такие кандидатуры Рамзана Кадырова, Дмитрия Козака, еще Гуцериева, по-моему, называли. Поэтому Хлопонин - нестандартное решение, трудно сказать, чем оно вызвано.

Владимир Кара-Мурза: Требуют ли расследования все эти злодеяния, о которых вспоминали сегодня пикетчики, произошедшие за годы чеченской войны, 15 лет штурма Грозного в эти дни отмечается?
Невозможно считать убийство Стаса Маркелова и Насти Бабуровой не политическим делом. Потому что слишком много завязано в этом клубке

Надежда Прусенкова: Мне кажется, эту тему не приходится обсуждать. Безусловно, все эти дела, то количество портретов, с которыми пришли люди на акцию памяти, конечно, эта акция памяти не может быть просто поминальным шествием по определению, потому что все эти дела в массе своей политические. Невозможно считать убийство Стаса Маркелова и Насти Бабуровой не политическим делом. Потому что слишком много завязано в этом клубке. Невозможно считать убийство Анны Политковской не политическим делом. Потому что это все события, которые изменили ситуацию в стране, это события, которые изменили что-то в головах людей и в истории нашей страны. И конечно, они должны быть расследованы. Я надеюсь, что их собственная скамья Нюрнбергского трибунала ждет, тех людей, которые были виновны в этих преступлениях. Пусть не сейчас, пусть мы в ближайшее время не добьемся каких-то результатов, но я думаю, история рассудит, и все эти негодяи будут наказаны.

Владимир Кара-Мурза: Есть ли надежда, что дело Станислава будет продолжено, и будут расследованы те злодеяния, о которых мы сейчас вспоминаем?

Ольга Мирясова:
Стас занимался очень разными делами, и когда он погиб, мы стали смотреть и искать адвокатов на замену его. И мы столкнулись с тем, что по некоторым делам невозможно найти адвокатов, никто не соглашается брать. И тем более после убийства никто не соглашается брать. Но это было несколько дел всего. В целом, конечно, сейчас уже многие, часть из историй закончились, закончились каким-то частичным результатом. Например, в деле об убийстве антифашиста Рюхина были найдены, по крайней мере, трое из нападавших. Тихонов, как выяснилось, потом был в розыске по этому делу. Безусловно, нам очень нужны адвокаты, которые могли бы работать так же, как работал Стас.

Надежда Прусенкова: Я бы как раз хотела добавить по поводу дела Рюхина, по которому был в розыске Никита Тихонов. На данный момент Никите Тихонову вообще не предъявлено обвинение по соучастию в этом деле, несмотря на то, что он был в розыске, несмотря на то, что он найден, но пока никакой работы в этом деле не ведется. И заслуга Стаса не только в том, что он был блистательный адвокат, у него была невероятная пробивная сила, и он добивался от властей, от органов того, чтобы эти дела были расследованы. Мне кажется, сейчас помимо того, что это страшная потеря, не хватает человека, который мог так давить и добиваться. Хотя бы задержали Тихонова, предъявите ему обвинения по соучастию в деле Рюхина, но нет человека, который бы эти цепочки соединял, чтобы хоть каких-то результатов добивались.

Владимир Кара-Мурза:
Иван Рыбкин, бывший председатель Государственной думы и секретарь Совета безопасности, верит в возможности нового северокавказского губернатора.

Иван Рыбкин: Многие говорят ныне, что как недавний бизнесмен, человек, несомненно, очень богатый, Хлопонин может привлечь инвестиции. Одно зависит от другого. Пока там такое неспокойное место, такой неспокойный регион привлечь инвестиции будет очень сложно. Вот здесь Хлопонину может сослужить добрую службу и его богатый опыт богатого бизнесмена, и конечно, опыт весьма противоречивого губернаторства в Красноярском крае. Так я хотел бы говорить об этом назначении, больше с надеждой, как человек, который много сам занимался этой проблемой. И дай бог ему из этой ситуации выйти живым и невредимым. Это тоже очень актуально для северокавказского региона.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG