Ссылки для упрощенного доступа

Модернизацию накрыло православием


Дмитрий Медведев нашел себя в православии
Дмитрий Медведев нашел себя в православии
Газета "Московский комсомолец" поделилась подробностями проведенной партией "Единая Россия" в прошедшие выходные дискуссии о нравственности. В распоряжение издания попал официальный документ под громким названием "Нравственная основа модернизации". Одна из глав этого аналитического материала имеет еще более одиозное название: "Православие как нравственная основа модернизации".

Владимир Кара-Мурза: В распоряжении прессы оказался текст проведенной "Единой Россией" в минувшие выходные дискуссии о нравственности и официальный партийный документ "Нравственные основы модернизации", в качестве которой, несмотря на закрепленный в конституции светский характер российского государства, партия власти видит православную религию. Как прямо указывают авторы, "их не устраивает, что в Конституции России записано, что никакая идеология не может быть признана государственной". Первая часть документа так и озаглавлена "Православие как нравственная основа модернизации". Как отмечает пресса, документ не только противоречит Конституции страны, которая закрепляет светский характер государственного устройства, но и является общественно опасным, учитывая многоконфессиональность России. О том, противоречит ли Конституции России стремление партии власти сделать православие нравственной основой модернизации, мы говорим с политологом Алексеем Малашенко и бывшим заместителем главы думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александром Чуевым. Усматриваете ли вы противоречия конституции страны и вот этого документа, озаглавленного "Единой Россией" как "Православие как нравственная основа модернизации"?
Тут буквально какие-то непонятные предложения идут, и это, конечно, противоречит Конституции

Алексей Малашенко: Вы знаете, во-первых, действительно противоречие существует. Сейчас я как раз на эту бумагу гляжу, на второй абзац, тут как раз "Православие как нравственная основа", и тут буквально какие-то непонятные предложения идут, и это, конечно, противоречит Конституции - это совершенно очевидно. Более того, это противоречит тому понятию, которое можно назвать Россия, потому что Россия - многоконфессиональное государство. И я прекрасно понимаю, что наши мусульмане, наше мусульманское духовенство всегда было лояльно власти в основном, но есть основания полагать, что это вызовет некоторое недоумение, не должно не вызвать. А вообще мы потом про это поговорим, документ, непрофессионально сделанный.

Владимир Кара-Мурза: Видите ли вы угрозу этого документа "Православие как нравственная основа модернизации" и его противоречие многоконфессиональности страны?

Александр Чуев: Нет, я не вижу здесь никакой угрозы. Конечно, документ, он тоже передо мной лежит, он действительно сделан, мягко говоря, сыро и непрофессионально, но я считаю, что это шаг в верном направлении. Здесь нигде нет никакого противоречия с Конституцией, наоборот есть цитаты из Конституции. Действительно, никакая идеология не может устанавливаться в качестве
Мусульмане совершенно не будут против того, чтобы православие, его этика, его нравственные основы стали фундаментом государственной политики
государственной – это очевидно. Но когда президент России, а здесь на него во втором абзаце идет ссылка, говорит о том, что православие является нравственной основой нашей страны, когда он говорил о роли православия и даже не самого православия, а этики православия, то на самом деле никакого противоречия нет.
Если мы посмотрим вглубь, мы увидим, что этика основных традиционных религий России, она фактически идентична. Мусульмане совершенно не будут против того, чтобы православие, его этика, его нравственные основы стали фундаментом государственной политики. Наоборот, это и исламу, и буддизму, и другим традиционным религиям России только поможет. Потому что если наше государство начнет возвращаться к нравственным корням, если мы начнем искоренять то, что сегодня разрушает наше общество и разрушает не только общество как таковое, но и все традиционные религии как таковые. Потому что если мы посмотрим на телевизор, если мы посмотрим на те соблазны, которые существуют - это опасность для любой религии, для любой морали, не только религии, морали как таковой. Поэтому если мы хотим изменить страну, если мы хотим построить сильную экономику, если мы хотим построить действительно мощное, крепкое, уважаемое в мире государство, мы должны заложить нравственную основу демократии. Демократия без нравственной основы – это анархия.

Владимир Кара-Мурза: Евгений Никифоров, руководитель православного общества "Радонеж", не видит противоречий между основным законом и расширением влияния православия.

Евгений Никифоров: Я не думаю, что нужно менять Конституцию. Но то, что православие должно занять принадлежащее ему по праву место в нашем обществе - это очевидная вещь. Поэтому эта инициатива благонамеренная, но, по-моему, она носит больше декларативный характер. Потому что пока в нашем обществе не приняты самые элементарные вещи, принятые в цивилизованном обществе, когда право родителей обучать свои детей основам своей собственной культуры, это право пока еще не нашло своей реализации, говорить о чем-то большем приятно, конечно, но я не думаю, что больше. Это пока декларация очень благонамеренная, которую мы поддерживаем, но вряд ли в ближайшее время мы получим что-то ощутимое в смысле законов. Основы православной культуры не введены в наших школах, а это практика общемировая. Если мы даже в мировом порядке демократических стран не реализовали свои права, о чем говорить тогда, о каком изменении конституции.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG