Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Йозеф Паздерка – об отношениях США и России с Центральной Европой


После подписания договора по СНВ наступило время "застольной" дипломатии.
После подписания договора по СНВ наступило время "застольной" дипломатии.
Президент России Дмитрий Медведев покинул Прагу вечером в четверг, а президент США Барак Обама проводит рабочий ужин с главами государств и правительств 11 центральноевропейских государств – от Польши на севере до Болгарии на юге, плюс три балтийских республики.

Вашингтон дает понять своим партнерам – новым членам НАТО, что потепление отношений США и России не означает уменьшения американского внимания к проблемам региона, который был зоной влияния Советского Союза и остается объектом активной политики России. Однако, как отмечают обозреватели, сам формат проведения центральноевропейского саммита – на обочине встречи Обамы и Медведева – позволяет скептикам утвердиться в мысли о том, что Вашингтон пока не выработал четкой внешней политики в регионе. Об ожиданиях центральноевропейских стран в интервью РС рассказал пражский международный обозреватель Йозеф Паздерка.

– Этот саммит в Праге нужен всем сторонам. В Америке он успокаивает ту часть общества, которая ждет от Обамы каких-то конкретных результатов, да и в администрации американского президента, на мой взгляд, этот саммит считается первым конкретным результатом новой политики в отношении России.

Россия же, в свою очередь, не может противостоять Америке ни в политике, ни в экономике, но разоружение – это почти единственная сфера, где страны могут быть равны. Одновременно Чехия и прочие союзники США в Центральной Европе получают сейчас определенный сигнал от американцев: да, мы более открыты и прагматичны по отношению к России, но никак не хотим бросать своих союзников в Центральной и Восточной Европе. Другой вопрос, насколько это повлияет на скептиков в Праге и других странах.

– По мере того, как растет российское влияние в Центральной Европе, больше становится разговоров о том, что это следствие не столь внимательного подхода Вашингтона к своим новым союзникам по НАТО. Вы согласны с таким мнением?

– Я бы сказал, мы смотрим на Россию не как на более агрессивного, а как на более активного игрока на международной сцене. Насколько это вредит или не вредит чешским интересам – это другой вопрос. Чешские политики и общественные деятели уже привыкли к тому, что Россия точно знает, чего она хочет в Центральной Европе и в отношениях с Соединенными Штатами. Чехия также должна более точно осознать, чего она хочет от Америки и насколько эти желания реальны. Конечно, были и определенные разочарования – Чехия, как и вся Центральная Европа, привыкла к тому, что играет большую роль в политике Америки, чем на самом деле сейчас кажется.

– Вы поставили очень интересный вопрос. Чего Чехия или весь центральноевропейский регион должны ждать от Соединенных Штатов и России? Что именно в интересах Праги, Братиславы, Таллина, других столиц?

– Мне кажется, Чехия и вся Центральная Европа только сейчас осознают, какие шаги были сделаны ими в прошлом – я имею в виду вступление в Североатлантический альянс или в Евросоюз. Это произошло под влиянием более активной России, которая защищает свои интересы не только на своей территории, но и в ближнем зарубежье. Самая большая беда чешской политики в том, что она не знает, как относиться к России, существуют огромные разногласия между правительством и оппозицией, и этот процесс характерен, мне кажется, для всей Центральной Европы.

– Можно ли говорить о центральноевропейском единстве? Или это не тот понятийный аппарат, который сейчас существует в мировой политике?

– Были попытки объединить Центральную Европу как регион, поскольку очевидно, что всем выгоднее, когда эти маленькие страны каким-то образом объединены. Но мне кажется, что Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и все остальные по-своему пытаются наладить отношения с Россией и США. На мой взгляд, даже Евросоюз не знает, чего конкретно хочет от России, и в этом смысле, это – общая центральноевропейская беда: ни одна страна в регионе не может для себя решить, как строить отношения с Россией.

– Представители 11 центральноевропейских государств собрались сегодня в Праге на встречу с Бараком Обамой. Среди них нет представителей Украины и Грузии. Еще пару лет назад представителей этих двух стран, наверное, тоже позвали бы в Прагу. Вы согласны со мной?

– Мне кажется, это больше касается отношений этих стран с Соединенными Штатами. Насколько я понимаю, чешская сторона особо не влияла на решение о том, кто конкретно будет приглашен на встречу с Бараком Обамой. Тут вопрос больше к Соединенным Штатам, почему они не пригласили руководителей Грузии и Украины.

– Возможно, они не хотят раздражать Москву после подписания такого яркого документа.

– Я бы с этим согласился. Естественно, это может быть связано еще и с тем, что пока не понятно, кто в долгосрочной перспективе будет руководить Украиной. Возможно, есть некоторое разочарование политикой Михаила Саакашвили. Но все это уже спекуляции. Думаю, главным образом есть желание не раздражать Россию.
XS
SM
MD
LG