Ссылки для упрощенного доступа

То, что не расчистит экскаватор


Люди, пострадавшие от пожара, были рады возможности выговориться
Люди, пострадавшие от пожара, были рады возможности выговориться
Так получилось, что спустя несколько дней после первой поездки я снова оказалась в Выксе – городе Нижегородской области, к которому вплотную подступили лесные пожары. Выкса оправляется от шока.

"А почему вы о нас в прошлый раз поверхностно написали?" - такой фразой у домика лесничества в поселке Ризадеево меня встретил житель Выксы Сергей Ткачев, работник дворца культуры, временно превратившийся в огнеборца. То есть добровольца на тушении пожаров, вооруженного лопатой и пульверизатором.

Я задумалась, что Сергей имел в виду. Одно ясно: шок, постигший местных жителей, оказался не поверхностным, а глубоким. И он остался невысказанным.

Люди в Выксе стали другими.

Вода в шланги подается из пожарного поезда емкостью более ста тонн
"Даже не знаю, зачем мне с вас брать деньги, ступайте так", - сказал таксист по имени Кирилл, подвезя нас с коллегой от Навашино до Выксы. С Кириллом мы разговорились о пожаре. С 29 июля, когда горели сразу несколько сел вокруг города, Кирилл вместе с соседями несколько дней боролись с огнем лопатами. "Все небо было черное, полыхало вон там. Подвозили воду в бидонах, лопатами тушили После этого… да уже ничего не страшно", - сказал Кирилл. Отец Кирилла до сих пор ездит в лес проливать очаги. У него грузовик, к нему прилажена бочка и шланг.

Едва добравшись до Выксы, я позвонила старому знакомому огнеборцу из Ризадеево Алексею, спросить, в лесу ли он. "Я временно в лес не хожу, дома пока, в субботу ноги пожег", - говорит. Молодой человек провалился в горящий торфяник – вызвали врачей, отправили в больницу. Других подробностей Алексей не сообщил – мол, неудобно, все это ерунда. А на следующее утро я узнала, что еще один доброволец получил ожоги второй степени.

Огнеборцам не до усталости
Для чего такое народное ополчение? Может, пожарные сами справятся? МЧС сообщает о локализации множества очагов пожара. Как раз на таких локализованных очагах и дежурят добровольцы с лопатами - следить, чтобы не прекращающийся низовой пожар не перешел в верховой, который "перешагивает" через просеку. На прошлой неделе Выксунский металлургический завод отправлял в лес по 500 человек в день. На этой - по 400, так как ситуация улучшилась. Спрашиваю - не устали ли (дежурство добровольцев длится по 14 часов в день). "Какая тут усталость - сам у леса живу", - отвечает старший группы Евгений.

...Лесник Ризадеевского лесничества Александр временно превратился в пожарника. Он патрулирует свой участок на пожарной машине каждую ночь. "Все возгорания - это 99% человеческий фактор: сигарета, брошенная склянка, которая становится лупой, ну и, наконец, искры из глушителя автомобиля - вот три основные причины пожара. Бывает, молния ударит, но это редко", - отвечает Александр на мой вопрос, как вообще загорается лес.

Временно не работают на Выксунском заводе не только огнеборцы, но и погорельцы. Житель Верхней Вереи Андрей Ш. взял отпуск, чтобы судиться с местными властями. Причина простая - вместо сгоревшего дома площадью 120 квадратных метров Андрею предложили выбрать, какой дом он хочет - площадью в 45 или 65 квадратных метров. "И многие соседи судятся, как я", - говорит Андрей. Он принимает журналистов во временном жилище - в общежитии. Из вещей здесь только компьютер и детская одежда:

"За три дня до пожара нам сказали эвакуироваться, но никто не хотел. Думали, отстоим свои дома, потушим. Детей отправили к родственникам. Слава богу, они этого не видели. Лес горел, огонь приближался, и все, кто мог, все крепкие мужчины пошли в лес с лопатами. Был у нас трактор, он сделал опашку. Две пожарные машины были, мы просили прислать больше, в администрации ответили: техники нет. 29 утром было видно, что пожар уже близко... Я пошел в лес, но понял, что уже ничего не сделаешь,
Я пошел в лес, но понял, что уже ничего не сделаешь, особенно если в руках - только лопата. Все жители выстроились в шеренгу перед своими домами и ждали
особенно если в руках - только лопата. Все жители выстроились в шеренгу перед своими домами и ждали... Дома начали гореть даже не с краю, а со середины деревни - ветер кинул туда головешки... Мы пытались их тушить, но это было бесполезно - головешки летали, и дома загорались, как спички. И все побежали. Спасло нас только то, что у многих были свои машины. В них набивались столько людей, сколько могли, и убегали. Мы убегали на тракторе, уже через огонь. По обе стороны горело... Мы обливались водой в кабине, чтобы хоть как-то спасаться от жара...".

Из вещей Андрей спас только компьютер - вывез за два дня до пожара. На вопрос, потеряла ли семья все, Андрей отвечает: "Хорошо, что все живы. Наши соседки, две пенсионерки, не смогли спастись. Их нашли в огороде".

Андрей и все члены его семьи уже получили по 200 тысяч рублей на сберкнижки. "Никогда таких денег не видели, пока не снимаем. Да и на что тратить?" - задается вопросом Андрей. Мы разговариваем очень долго. Я вообще не задаю вопросов - Андрей сам вспоминает... Убеждается, что я правильно записала его телефон, что позвоню еще.

"Дом был хороший.. Свежий воздух - лес рядом. А сейчас что будет, волнуемся", - говорит жена Андрея Леля.

Утром во время завтрака в кафе все напоминает о бедствии. Тележка с надписью "Полевая кухня - все на борьбу с огнем". Геодезисты с чемоданчиками, которые приехали "заново определять границы участков".

"Милая, где здесь "Деловой клуб", там вроде профсоюз?" - обратилась ко мне пожилая женщина в платочке. "Не знаю, здесь гостиница, вон там ресепшн, я вас провожу, давайте там спросим", - отвечаю я. Старушка стоит на месте. "У вас тоже… сгорел дом?" - спрашиваю я. В ответ женщина начинает рассказывать: "Да, в Верхней Верее… У нас все осталось там...", - и ударяется в слезы.

...На пепелищах в Борковке и Верхней Верее кипит работа. Люди собирают в кучи металлолом - надо же навести порядок. Но больше всего поражает то, что погорельцы часами разговаривают с журналистами, просят все сфотографировать, не отпускают, благодарят за участие. Потому что больше поговорить было не с кем.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG